Мы в соцсетях

Города

Города воинской славы, получившие это почетное звание за мужество, стойкость и героизм жителей,
проявленный в борьбе за свободу и независимость Отечества
Туапсе
Город воинской славы Туапсе
Номер указа о присвоении звания: N 557
Дата указа о присвоении звания: 05.05.2008 г.

Название города - Туапсе

Дата присвоения звания - 06 мая 2008 года

Номер указа - Указ Президента Российской Федерации от N557

  • Город в годы ВОВ

    Период Великой Отечественной войны является одним из наиболее героических в истории города Туапсе. Война пришла в город с самых первых ее дней. Через Туапсе началась эвакуация промышленных предприятий и населения юга СССР. Город превратился в гигантский эвакогоспиталь, ежедневно по два-три теплохода приходили в Туапсинский порт с тысячами раненых на борту. Все больницы, школы, здравницы, детские сады и пионерлагеря были переоборудованы под госпитали. С июля 1941 года по июль 1942 года порт принял раненых солдат и офицеров - 150 тысяч, эвакуированных граждан - 120 тысяч, 11 детских садов и яслей - 2100 детей. Жители города записывались в отряды противовоздушной обороны и санитарные дружины. Только в первые три дня войны в городской военкомат подано 235 заявлений от добровольцев. Железнодорожники и портовики перешли на круглосуточную работу. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины. В октябре 1941 года началось строительство Агойского аэродрома. И уже к маю 1942 года с площадки Агойского аэродрома поднимались легендарные У-2. Особенно тяжелое положение сложилось летом 1942 года, когда пал Севастополь и Туапсинский порт становится главным портом, главной военно-морской базой, питавшей всю Черноморскую группу войск. Основной задачей немецкого командования становится битва за Кавказ и его нефть. В августе 1942 года началась одна из значительных операций, которая вошла в историю под названием "Туапсинская оборонительная операция". В кровопролитных боях враг был остановлен на подступах к Главному Кавказскому хребту. Город подвергался жесточайшим бомбардировкам и обстрелу, гитлеровцы стремились сравнять его с землей. Ожесточенные и кровопролитные бои развернулись на подступах к городу, но фашистские войска были остановлены в 23 км от Туапсе. 25 тысяч немецких солдат и офицеров погибли под Туапсе, наши потери составили около 100 тысяч человек. За мужество и стойкость, проявленные трудящимися в годы Великой Отечественной войны, и за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, Указом Президиума Верховного Совета СССР 06 мая 1981 года Туапсе награжден орденом Отечественной войны I степени. История установки памятной стелы начинается с работ Эдуарда Иосифовича Пятигорского по истории Туапсинской оборонительно-наступательной операции. Благодаря его историческому труду и работе администрации города 06 мая 2008 года Туапсе был удостоен государственного звания "Город воинской славы".

    В канун празднования 70-тилетия Туапсинской оборонительно-наступательной операции в городе была установлена стела "Туапсе - город Воинской Славы". Торжественное открытие стелы состоялось 8 мая 2012 года.

    Город Воинской Славы Туапсе находится в границах Южного Федерального округа, Краснодарского края, Туапсинского района.

    Война нанесла огромный ущерб городу, после войны Туапсе фактически был построен заново.

  • Увековечивание памяти (Основные памятники и монументы, связанные с ВОВ)

    • "Стела города воинской славы Туапсе". Г. Туапсе, сквер городов-побратимов Ажен - Туапсе. Стела установлена в честь присвоения городу Туапсе звания города воинской славы. Стела открыта 8 мая 2012 года. Авторы - скульпторы В. Шанов и Д. Успенская.
    • "Памятный знак экипажу минного заградителя "Н. Островский", погибшему в годы Великой Отечественной войны, 1971 г." Г. Туапсе, Набережная города Туапсе. Памятник открыт в сентябре 1971 года в честь экипажа минного заградителя "Н. Островский", погибшего 23 марта 1942 года во время массированного авианалета фашистской авиации на порт г. Туапсе.
    • "Памятный знак морякам, погибшим при защите города от фашистских захватчиков, 1967 г. ("Комитерн")". Г. Туапсе, Набережная города Туапсе. Памятник открыт в мае 1975 года, в 30-летие окончания войны. Памятник посвящен морякам, погибшим в боях за Туапсе, а также крейсеру "Комитерн", который был затоплен после повреждения немецкой авиацией в 1942 году, в Поти (Грузия), а его палубные пушки и зенитные орудия использовались в обороне города Туапсе. Автор памятника - скульптор В.А. Пузыревский.
    • "Памятник защитникам города Туапсе в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1969 г." Г. Туапсе, площадь Октябрьской Революции. Памятник открыт торжественным митингом 9 мая 1969 года. Памятник посвящен погибшим воинам и мирным жителям, защищавшим город Туапсе в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Проект памятника создан главным архитектором города Д.К. Лисецким при участии архитектора С. Колчина и художника А.П. Крамника.
    • "Линия обороны в годы Великой Отечественной войны – 2 ДЗОТа, 1942 г." Г. Туапсе, ул. Звездная, 25. Памятник представляет собой сохранившиеся со времен войны 2 ДЗОТа с линии обороны города Туапсе.
    • "Братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942-1943 годы, ("Неизвестному солдату")". Г. Туапсе, ул. Полетаева, 8. Мемориальный комплекс "Горка Героев". Памятник был открыт 9 мая 1965 года. В этот же день был зажжен Вечный огонь возле памятника. Скульптура памятника является типовой парковой скульптурой того времени. Авторами самого памятника являются архитектор Д.К. Лисецкий и художник А.П. Крамник.
    • "Братская могила советских моряков, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942 г." Г. Туапсе, сквер Горького. Памятник открыт в мае 1943 года, и внешне не изменился с момента открытия. Символ подвига всех моряков Черноморского флота в защите города Туапсе от фашистских захватчиков. Ограда из якорных цепей вокруг памятника символизируют стойкость и героизм советских моряков. Сами цепи сняты с поврежденных в боях кораблей.
    • "Зенитка, установленная в честь воинов 73-го зенитного артполка, принимавших участие в защите города в 1942 году от фашистских захватчиков, 1967 г." Г. Туапсе, пересечение улиц Кирова, Морской, Зенитной. Открытие памятника было приурочено к 50-летию советской власти. Автор памятника - главный архитектор г. Туапсе Лисецкий Д.К. Памятник был сооружен и смонтирован рабочими ремонтно-строительного управления г. Туапсе.
    • "Братская могила 19 советских воинов, погибших при защите города от фашистских захватчиков, 1942 г." Г. Туапсе, ул. Сочинская, 70. Памятник является братской могилой советских воинов погибших в туапсинском госпитале от ранений. Памятник в сегодняшнем виде установлен на братской могиле в апреле 1995 года. В здании школы-интерната в парке, которого расположен памятник, в годы войны располагался военный госпиталь. Инициаторами установки памятника стали рабочие ремонтно-механического цеха туапсинской нефтебазы (начальник Багринцев А.П.).
    • "Памятник-стела погибшим работникам мясокомбината". Г. Туапсе, ул. Набережная. Памятник открыт 8 мая 1985 года и посвящен 5 работникам Туапсинского мясокомбината, погибшим в Великой Отечественной войне. Открытие памятника также было приурочено к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Авторами памятника являются художники А.П. Крамник и Б.П. Крамник.
  • Заслуги города в военной истории России. Наиболее значимые военные события

    Создание Туапсинского оборонительного района и его задачи.

    В связи с приближением военных действий к Туапсе и в целях лучшего объединения всех сил и средств для противодействия противнику решением Военного совета Северо-Кавказского фронта 23 августа 1942 г. на территории Туапсинской военно-морской базы в границах Джубга - Лазаревская (иск.) - Георгиевская был создан Туапсинский оборонительный район (ТОР), оперативно подчиненный командующему 18-й армией. Командующим районом был назначен командир Туапсинской военно-морской базы контр-адмирал Г.В. Жуков.

    Туапсинскому оборонительному району были поставлены задачи:

    • во взаимодействии с Черноморской группой войск на сухопутном направлении не допустить противника в оборонительный район;
    • взаимодействуя с кораблями и авиацией Черноморского флота воспрепятствовать высадке морского и воздушного десантов;
    • обеспечить грузовые операции морских перевозок, проходящих через Туапсе.

    "Строительство оборонительных сооружений"

    Для проведения необходимых работ из состава войск, действовавших в этом районе, было выделено 3635 человек. Совместно с войсками, вошедшими в состав ТОРа, в оборонительном строительстве активное участие принимали инженерные соединения. В Туапсинском оборонительном районе работали строительные колонны 28-го управления оборонительного строительства.

    5 сентября 1942 г. исполком Туапсинского городского Совета депутатов трудящихся вынес постановление о проведении в городе оборонительных работ. Работали все, кто еще остался в осажденном городе: домохозяйки, моряки, милиционеры, пожарники МПВО, школьники. Туапсинцы укрепляли свой город: рыли противотанковые рвы, сооружали баррикады, строили доты, устанавливали металлические ежи и надолбы.

    11 сентября Военный совет ЧГВ издал приказ за N0446 "О строительстве узлов обороны и опорных пунктов Туапсинского оборонительного района". Во исполнение этого приказа на оборонительные рубежи было мобилизовано по г. Туапсе 2500 человек и по Туапсинскому району - 1500; фактически работало в среднем по Туапсе 1600 и по району - 900 человек. Население Туапсе вело строительство оборонительных сооружений в условиях непрерывных бомбежек и проявляло массовый героизм.

    Общее руководство строительством укреплений осуществляли военком города полковой комиссар Рязанов и военный инженер Лисагор. Работы велись круглосуточно, с предельным напряжением. Не прекращались они и в дни варварских налетов вражеской авиации.

    Командиром одного из строительных отрядов стала Я.В. Сухова, другого - С.К. Волошина.

    "Боевые сектора Туапсинского оборонительного района"

    В кратчайшие сроки город Туапсе был подготовлен к круговой обороне. С моря его прикрывали корабли и береговая артиллерия военно-морской базы. Сухопутная оборона Туапсе состояла из внешнего и внутреннего оборонительных обводов, проходивших в 20 и 5 км от базы и упиравшихся флангами в море, третий оборонительный рубеж проходил по окраине города. Система обороны Туапсинского оборонительного района включала в себя 14 батальонных районов обороны и 17 ротных опорных пунктов, составлявших внутренний и внешний оборонительный обводы. Протяженность внешнего обвода достигала 80 км, внутреннего - 20 км.

    Для удобства управления силами Туапсинский оборонительный район был разбит на три боевых сектора. Морская и зенитная артиллерия базы, а также приданные ей армейские артиллерийские полки (всего 106 стволов калибром от 180 до 45 мм, в том числе армейской - 40 стволов, морской артиллерии - 37 стволов и зенитной артиллерии - 28 стволов) поддерживали своим огнем сухопутные войска, занимавшие рубежи обороны.

    В Туапсинской оборонительной операции приняла участие береговая артиллерия Черноморского флота - железнодорожная 180-мм четырехорудийная батарея капитана Н.Н. Богданова и четыре стационарных 130-мм орудия 167-го отдельного артиллерийского дивизиона (командир подполковник М.Н. Власов, а с конца декабря 1942 г. - майор Н.В. Зиновьев), укомплектованного личным составом и материальной частью с поврежденного крейсера "Коминтерн", действовавшие из района села Георгиевское. Ночью железнодорожная батарея подходила к линии фронта, развертывалась на позиции и с рассветом открывала огонь по врагу, а затем быстро отходила в тыл. Всего за период операции было проведено 42 стрельбы и выпущено около четырехсот снарядов калибром в 180 и 130 мм. Береговая артиллерия во время операции уничтожила восемь танков, два склада с имуществом и около батальона солдат и офицеров противника.

    Своевременное создание Туапсинского оборонительного района способствовало повышению устойчивости обороны на туапсинском направлении, а действия кораблей и частей Туапсинской военно-морской базы (разведка, дозорная служба, противодесантная, противовоздушная, противоминная и другие виды обороны, а также морские перевозки) - созданию благоприятных условий для действия сухопутных сил против основной группировки немецких войск на этом направлении.

    Туапсинский оборонительный район был расформирован 26 января 1943 года.

  • Массовый героизм защитников Отечества в городах, на территории которых или в непосредственной близости от которых шли ожесточенные сражения. Заслуги тыла города

    Начало бурного экономического развития города Туапсе было положено строительством Армавир-Туапсинской железной дороги, связавшей равнинную часть Кубани с Черноморским побережьем и прежде всего с Туапсинским морским портом-убежищем.

    17 июля 1908 года император Николай II подписал указ N803 "Об отчуждении земли для строительства ширококолейной железной линии от станции Армавир Владикавказской железной дороги до Туапсе с ветвями к городу Майкопу и Туапсинскому порту".

    Строительство железной линии протяженностью в 252 версты продолжалось с 1908 по 1913 годы. Первый поезд прошел путь от Армавира до Туапсе за два дня и прибыл в Туапсе 7 февраля 1914 года. Строительство железной дороги положило начало сооружению водопроводов, зернохранилищ и складов по всей зоне влияния дороги.

    Оно пробудило интерес и к нефтеразведке в районах Апшеронска и Хадыженска. В 1910 году возникает "Туапсе-Майкопское нефтепромышленное акционерное Общество". В 1912 году завершается строительство нефтепровода Ширванская - Туапсе. За одиннадцать месяцев 1912 года в хранилища на побережье было перекачано почти 12,5 тысяч тонн нефти.

    Весной 1913 года начались реконструкция и расширение старого порта-убежища. Под "новый порт" император отвел 195 тысяч квадратных саженей.

    Строительство нового волнолома велось невероятно высокими темпами. Мировая практика подобного не знала. Дело в том, что была применена технология, предложенная выдающимся русским портостроителем А.Т. Федоровым.

    В сентябре того же года строительство "Нового порта" возглавил талантливый русский гидростроитель А.А. Копылов.

    Реконструкция порта коснулась и судоремонтных мастерских инженера Н.И. Смирнова. Они постепенно стали превращаться в судоверфь.

    Уже в 1913 году Туапсе утратил все черты курортного города. Он стал исключительно промышленным центром. С началом Первой мировой войны тот же инженер Н.И. Смирнов заложил новое промышленное предприятие - механический завод.

    Пробуждение города началось с 1924 года с реконструкции Туапсинского порта.

    В 1926 году Грозненские нефтепромыслы соединяются с Туапсе трубопроводом при этом ежегодная перевалка нефти составила 55,5 тыс. тонн.

    А в июне 1929 года Туапсинский нефтеперегонный завод производил за сутки 1200 тонн нефтепродуктов через год 3000 тонн. Теплоэлектростанция завода освещала городские улицы. Общая емкость нефтебазы 256 тыс. тонн.

    Правительство выделило значительные средства на строительство железнодорожной ветки "Туапсе - Сочи". Это получился к 40-м годам ХХ века мощный транспортный узел. В депо было 28 паровозных "стоил".

    К концу 30-х годов ХХ века за СРЗ им. Дзержинского закрепилась слава "Лучший завод", где производили первый советский глиссер (морской катер с авиационным двигателем и толкающим винтом). Кроме того на СРЗ им. Дзержинского имелась возможность восстанавливать суда иностранного и отечественного производства.

    Туапсе предвоенной поры при 38-тысячном населении был мощным промышленным центром и входил в первую десятку городов СССР по выпуску на душу населения продукции.

    В 30-е годы Туапсе был поделен на подведомственные районы:

    • "Совтанкер" - ул. М. Горького;
    • "Грознефть" - городок нефтяников на левом берегу Туапсинки;
    • "Сортировка" - Сев.-Кав. ж/д;
    • "Машзавод" - центр.

    Город имел хорошо развитую систему учреждений здравоохранения: три ведомственные поликлиники, горбольницу, со всеми отделениями: женской и детской консультациями, санэпидстанцию.

    Город отличала мощная пищевая промышленность: это мясо, хлебокомбинаты, рыбоперерабатывающая промышленность, фруктововарочный завод, пивоваренный и винодельный завод.

    Каждый ведомственный центр имел свои Дворцы культуры: ДК "Нефтяников", ДК "Моряков", Клуб "Железнодорожников".

    Туапсинцы не мыслили себя без спорта. Работали клубы дельтапланеристов и парашютистов. Стадион "Нефтяник" собирал тысячи болельщиков. Команда "Водник" с 30-х годов была первой среди ватерполистов СССР. В городе популярен велосипедный и стрелковый спорт.

    Туапсе с началом ВОВ стал центром мобилизации:

    • 235заявлений на фронт за первые три дня.
    • более всего ушло на фронт добровольцами докеров и портовиков, а на их рабочие места стали пенсионеры женщины и подростки.

    Туапсе город, принявший на себя судьбу перевалочного пункта для раненых, эвакуированных мирных жителей Одессы, Николаева, Ялты, Феодосии, Севастополя.

    Первым приходить начинают теплоходы с раненными "Крым" - 1500 раненных и оборудование промпредприятий юга Украины.

    А потом началось: "Белосток - 500 раненных, 2-3транспорта на разгрузке в день ("Украина", "Грузия", "Армения", "Молдавия", "Пестель", "Львов", "Калинин", "Кубань" - каждый раз приходило по 1500-2000 раненых).

    Из-за отсутствия в порту эвакогоспиталя перегружали в "теплушки прямо на молу". С июля 1941 по июль 1942 принял около 150 тыс. раненых, 9 тыс. больных, 350 тыс. эвакуированных.

    Ж/д не справлялась на причалах, и прилегающих к Дороге зданиях развернули госпитали.

    Через Туапсе прошло 150 тыс. эвакуированных, 200 тыс. тонн оборудования. В сентябре пароход "Профинтерн" прибыл с тяжелым оборудованием. Портовики обратились за помощью к туапсинцам. Мобилизовано 134человека: за 15 дней 1114 человеко-дней.

    В октябре и ноябре в порт прибыло оборудование одесских заводов "Большевик", "Октябрьская революция", "Январское восстание", "Красный профинтерн". Из Феодосии прибыло оборудование консервного завода, из Ялты - тысячи бочек с вином, из Керчи - недостроенные военные катера, зенитки, продовольствие, станки, библиотеки, институты, маслозаводы, зерно военно-морских баз Одессы, Николаева.

    И конечно 11 детских учреждений, 10 эвакогоспиталей, 6 больниц.

    В порту перегружено в вагоны 14 600 тонн грузов (металла), 200 тыс. тонн зерна, 2 тыс. тонн вина.

    И в октябре месяце порт размещает военно-морскую базу ЧФ.

    В ее составе отряд легких сил: легкие крейсера и эскадренные миноносцы; два дивизиона подводных лодок; 5-й дивизион сторожевых катеров, дивизион торпедных катеров, дивизион траления и заграждения, два дивизиона катерных тральщиков, отряд минных заградителей, отряд сторожевых катеров и парусно-моторных шхун, отряд катеров охраны рейда, три отряда военизированных буксиров, санитарных и грузовых транспортов, аэро-граметрический отряд, отряд корабельной авиации; 73-й зенитный артил-лерийский полк; два отдельных стационарных артиллерийских дивизиона, 16-я отдельная дальнобойная железнодорожная батарея, 252-й отдельный подвижной артиллерийский дивизион и другие части и подразделения. И тогда же в Туапсе передислоцируется из Севастополя 201-й судоремонтный завод Черноморского флота.

    В ноябре жители города, транспорт и другая техника были привлечены на строительство военного аэродрома в поселке Агой. Срок выполнения работ - шесть месяцев. В мае аэродром принял самолеты 32-го истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота.

    А впереди у Туапсе был 1942 год...

    Город Туапсе никогда не готовился стать госпитальной базой военного времени. Городское здравоохранение к началу войны было представлено городской больницей, поликлиникой, детской консультацией, диспансером (Паук), туберкулезно-венерологическим диспансером, бактериологической лабораторией, поликлиникой и больницей водников, малярийной станцией железной дороги, 33-м врачебным участком железной дороги, женской консультацией станции Туапсе, Белореченским врачебным участком, санитарным участком железной дороги.

    Но… началась война Туапсе превратился в город-госпиталь.

    Туапсинцы пошли в санитарные дружины, другие самоотверженно трудились в аварийно-восстановительных бригадах, третьи стали бойцами местной противовоздушной обороны.

    Задачи военного времени был призван решать городской комитет обороны, который был создан 4 июля 1941 года согласно указанию краевого комитета ВКП(б) для руководства и обеспечения работы всех предприятий и организаций города в военных условиях.

    25 июня 1941 года было принято постановление Краснодарского крайкома ВКП(б) "О работе комитета российского общества Красного Креста", в котором, в частности, говорилось:

    "1) подготовить и полностью оснастить к 15 июля с.г. 2500 санитарных постов и к 20 июля закончить обучение сандружин;

    2) совместно с крайздрав отделом организовать санитарную подготовку сандружинниц и медсестер, изъявивших желание добровольно вступить в ряды РКК и ВМФ. В городах, крупных районах отобрать и подготовить к 15 июля с.г. 720 доноров" .

    Многие девушки, понимая огромную роль медицинских сестер в деле помощи раненым бойцам и командирам, обучались на курсах медсестер, организованных городским комитетом российского общества Красного Креста и Красного Полумесяца (РОКК).

    ...В первые месяцы войны, когда Туапсе еще был глубоким тылом, по железной дороге и морем в город стали прибывать тысячи раненых красноармейцев.

    На одну санитарку приходилось триста "ран.больных".

    В городской больнице и школах NN3, 5 и 7 для приема раненых были организованы и оборудованы госпитали. Кроме того, целый ряд госпиталей был развернут на базе здравниц района.

    В оборудовании госпиталей, а затем работе по приемке и уходу за ранеными, большую помощь оказывали туапсинские женщины. Они приносили в госпитали столы, стулья, с материнской лаской и заботой встречали каждый корабль, санитарный поезд, производили выгрузку и бережно доставляли раненых в госпитали. Туапсинки приняли самое активное участие в уходе за ранеными, проявляя заботу о питании раненых, заполняя тумбочки больных продуктами. Помогали писать письма родным и знакомым, раздавали обеды, стирали бельё. Тяжелораненым читали книги, журналы, газеты, сообщали последние известия. Довольно часто проводились концерты художественной самодеятельности.

    В школе N3 на Грознефти располагался военный госпиталь. В госпитале было трудно с перевязочным материалом, грязные бинты отстирывали от гноя и крови и сматывали в клубочки, пахло хлоркой и грязными бинтами.

    Когда медработники - главврач городской больницы К.В. Максимук и хирург Г.М. Ступаченко обратились к населению сдавать свою кровь для лечения раненых, первыми горячо откликнулись женщины. В ряды доноров вступали целыми группами. К лету 1942 года донорское движение стало массовым и насчитывало более 600 человек.

    О туапсинских донорах. В 12 часов ночи в Туапсе был получен приказ: "Дать фронту для обороняющегося Севастополя 120 литров донорской крови". Сроки не оговаривались: какие могут быть сроки, когда раненым не хватает крови! Но было известно, что за первой партией самолет прилетит уже вечером. Где взять такое количество цитрата для консервации крови, необходимую посуду и, самое главное, - как успеть найти, обследовать доноров, взять кровь и подготовить ее для транспортировки? И на все про все - 20 часов!

    Надо вспомнить, что тогда большинство туапсинцев по карточкам получало не более 500 граммов хлеба, а так называемые иждивенцы - 300. Нет, это был не тот голод, который знаком ленинградцам, это было просто постоянное и сводящее этим с ума недоедание. И эти люди должны были стать донорами для фронта? Вот этого вопроса, они себе не задавали. Они знали ответ: каждый почтет за честь!

    Сложнее всего, было ухитриться, глубокой ночью, собрать людей, готовых сдать кровь. Выручил незабытый навык бывшей пионервожатой - по тимуровской тревоге в вестибюле собрались два десятка красногалстучных посыльных из соседней школы. Каждому вручили несколько адресов известных еще по мирной жизни доноров. И счастливые оказанным доверием посыльные канули в ночь.

    С началом утра в городской больнице уже вовсю работал врачебный конвейер. Плавным потоком доноры проходили сначала в рентген, затем - по кабинетам врачей узких специалистов и, наконец, в лабораторию. Приходили целыми семьями, и когда у кого-то по слабости его здоровья отказывались брать кровь, обиженный устраивал шумный скандал. "Кровная обида" - улыбались в таких случаях врачи. Кровь сдавали в операционной сразу на трех столах. Весь город был в курсе, сколько уже удалось набрать - в больницу звонили рабочие с заводов, уверяли, что успеют сдать кровь во время обеденного перерыва. С молзавода привезли так необходимую для стерильного хранения крови лабораторную посуду, пергаментной бумагой для упаковки поделились в инфекционном госпитале ЧФ, сургуч нашла на своем складе редакция местной газеты. Каждая баночка с порцией взятой крови паковалась в пергамент, опечатывалась сургучом. К некоторым доноры нитками пришивали свои коротенькие записки с пожеланием раненому поскорее выздороветь. Это были искренние, святые пожелания.

    К вечеру в госпиталь приехал флагманский хирург Черноморского флота военврач 1-го ранга, доцент Б. А. Петров.

    - Ну, как дела?

    - Задание выполнено. Частично.

    Узнав, что для отправки уже готовы целых 10 литров донорской крови, он долго отказывался поверить. А через несколько часов прилетел самолет...

    Туапсинские доноры выполнили приказ - фронт получил 120 литров донорской крови в кратчайшие сроки. А одна из доноров скоро получила письмо из крымского госпиталя. "Уважаемая товарищ Шебаршина, - писал неведомый военврач, - Вы поступили как настоящий патриот, послав свою кровь раненому бойцу Красной Армии. Она была перелита солдату, которого я оперировал по поводу ранения в грудь. Я прочитал ему Ваше письмо, и он Вас очень благодарил. Ваш "крестник" теперь поправляется."

    Заведующая детским садом железной дороги Шебаршина, школьная учительница М.М. Бурылина и другие, подобрав себе учащихся и установив дежурство, всегда и вовремя обеспечивали вызов нужного количества доноров. Отправка консервированной крови в Севастополь проводилась туапсинской горбольницей много раз, причем каждая посылка содержала до 10 литров консервированной крови. Позднее эту почетную, но нелегкую миссию передали Сочи, так как в Туапсе доноры были использованы полностью.

    Большую помощь раненым бойцам и командирам оказывала городская организация РОКК под руководством председателя А.П. Зверевой. Дружина состояла из 90 человек, в основном молодых девушек. Они много помогали медработникам: ухаживали за ранеными, кормили их, поили, перестилали постель, готовили пищу, перешивали одежду, сопровождали в санитарных поездах до места назначения.

    Война "упала" на находящийся в глубоком тылу Туапсе с приходом весны. 23 марта 1942 года - черная дата первой массовой бомбардировки Туапсе.

    В тот день над Туапсе внезапно появились немецкие самолеты, стали бомбить город, порт, судоремонтный завод. При бомбежке улицы Полетаева погибли старики, женщины, дети.

    Раненых и контуженых было много. На машинах их везли в городскую больницу. Имея в запасе заранее развернутые в стационаре на такой случай 50 коек МПВО, медперсонал больницы сразу же приступил к приему раненых. Однако к одновременному приему такого количества пострадавших в стационар поступило более 300 раненых и контуженых, больница была явно не готова. Тем не менее, всем поступившим была оказана медицинская помощь. Трудились, не покладая рук. Врачи по много часов не отходили от рабочих мест: обрабатывали раны, проводили операции, переливали кровь, накладывали шины, гипсовые повязки. Они работали с полной отдачей сил, часто без сна и отдыха. К обслуживающему персоналу присоединилось и гражданское население, в основном женщины. Большую помощь оказали добровольные помощники: учительницы Павлова, Дриенко, Бакунова, Бакина и многие-многие другие.

    Сутки не отходили от операционных столов хирурги и медсестры. На следующий день на помощь приехала сочинская бригада во главе с главным хирургом Сочинской госпитальной базы И.Д. Чебриковым и хирургом Агеенко. На обходе профессор Чебриков удивился: "Как вы только со всем справились?"

  • Выдающиеся исторические личности России (уроженцы города)

    Город Туапсе также богат на имена людей знаменитых в области науки, культуры, искусства, кинематографа и спорта.

    • Болтнев Андрей Николаевич - советский и российский актёр;
    • Дюженко Юрий Федорович - кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РСФСР;
    • Йовович Галина (урождённая Логинова) - советская, американская и российская актриса, мать Миллы Йовович;
    • Викторов Ричард Николаевич - выдающийся советский кинорежиссёр, лауреат Государственной премии РСФСР;
    • Каплевич Павел Михайлович - российский художник и продюсер театра и кино;
    • Огонёк Катя - российская певица русского шансона;
    • Прощаков Леонид Орестович - советский и российский поэт, автор стихов, песен и пародий, участник Великой Отечественной войны;
    • Глебова Наталья Владимировна - Мисс Вселенная-2005;
    • Алдашин Михаил Владимирович - режиссёр анимационного кино, художник;
    • Архиповский Алексей Витальевич - российский балалаечник-виртуоз;
    • Ендовицкий Анатолий Михайлович - заслуженный тренер России по водному поло;
    • Крамник Владимир Борисович - чемпион мира по шахматам;
    • Тозлиян Руслан Размикович - чемпион мира в кик-боксинге;
    • Ерышов Александр - российский спортсмен-ватерполист, чемпион России (1998, 2000, 2005-2006), Двукратный бронзовый призёр чемпионата мира (1994, 2001), Серебряный призёр Игр XXVII Олимпиады в Сиднее (2000), бронзовый призёр Игр XXVIII Олимпиады в Афинах (2004), Победитель Игр Доброй воли (1994, 1998), Игр Мировой лиги (2002), Кубка мира (2002) и Кубков России (1999, 2001);
    • Губарев Сергей - российский спортсмен-ватерполист, победитель Мировой лиги, Чемпион России (2005), Бронзовый призёр чемпионата России, Бронзовый призёр кубка России (2005);
    • Белоусова Полина - российская спортсменка-дзюдоистка, мастер спорта международного класса, четырёхкратная чемпионка России;
    • Милкина Надежда - Первый мастер спорта международного класса по тяжёлой атлетике на Кубани, призёр чемпионата Европы.
Герои Города Техника
Мы в соцсетях
© 2006-2019 Музей Победы |