Мы в соцсетях

Города

Города воинской славы, получившие это почетное звание за мужество, стойкость и героизм жителей,
проявленный в борьбе за свободу и независимость Отечества
Владивосток
Город воинской славы Владивосток
Номер указа о присвоении звания: N 1333
Дата указа о присвоении звания: 04.11.2010 г.

Название города - Владивосток

Дата присвоения звания - 4 ноября 2010 года

Номер указа - Указ Президента РФ N1333

  • Владивосток в годы Великой Отечественной войны

    Накануне начала Великой Отечественной войны Владивосток являлся наиболее сильной военной базой СССР в бассейне Тихого океана. Основу его оборонительных укреплений составляли некоторые восстановленные и реконструированные объекты Владивостокской крепости, упраздненной в 1923 г. по соглашению с Японией. С 1931 но 1934 гг. на островах Русский, Попова и Аскольда, а также на мысе Гамова велось строительство семи новых батарей крупного и среднего калибра. Среди них особое место занимает Ворошиловская батарея с 6 350-мм орудиями линкора "Полтава", принятая на вооружение в 1934 году. Морскую безопасность российских рубежей вплоть до самых отдалённых уголков Дальнего Востока обеспечивал базирующийся во Владивостоке Тихоокеанский флот (с 1935 г.) в 1941 г. включавший в себя 2 лидера, 12 эсминцев, 6 сторожевых кораблей, 30 тральщиков, 46 катеров-тральщиков, 92 сторожевых катера, 91 подводную лодку, порядка 150 торпедных катеров.

    Субмарины 2-й бригады подводных лодок, дислоцированной в бухте малый Улисс в черте Владивостока, обрели опыт сложнейших походов. Так, уникальным примером военного мастерства Владивостокских моряков является переход подлодки "Щ-112" под командованием М.С. Клевенского, установившего рекорд автономности в 102 суток.

    Воздушным щитом Владивостока служили 500 боевых самолётов. Лётчики были воспитаны на славных примерах Владивостокских пилотов Бабенко и Демченко, ещё в 1933 г. совершавших перелёты в отдалённые регионы.

    Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 г. явилось переломной вехой истории нашей страны. Во Владивостоке известие о начале войны вызвало небывалый доселе подъем патриотизма. Это была необычная реакция населения, почти 10 лет жившего в каждодневном ожидании вооруженного конфликта с Японией, войска которой в полной боевой готовности находились всего в 125 км от города.

    Для жителей Владивостока реальным врагом были японские империалисты. По советским данным, в период с 1936 по 1938 г. на дальневосточной границе был доподлинно установлен 231 пограничный инцидент с участием японской военщины. В 1941 г. советские граждане справедливо полагали, что японцы наверняка воспользуются удобным случаем взять реванш за позор тяжелых поражений у озера Хасан и на Халхин-Голе. Поэтому, начало боевых действий на западной границе СССР породило у многих владивостокцев ощущение неизбежности войны на два фронта.

    Повсеместно наблюдалась массовая фатальная готовность сражаться до конца с немцами и японцами, постепенно начавшая утихать только в конце 1943 г.

    Впрочем, того же мнения придерживался и Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин, рекомендовавший командующему Дальневосточным фронтом генералу армии И.Р. Апанасснко в случае начала войны с Японией, уповать только на бастионы и орудия Владивостокской крепости, а также на партизанские базы в дебрях Уссурийской тайги.

    На фронтах Великой Отечественной сражалось более 200 тысяч приморцев, из них 45 тысяч не вернулись домой. Приморцы защищали Москву и Ленинград, сражались в Сталинграде и на Курской дуге, форсировали Днепр, освобождали Украину и Белоруссию, штурмовали Берлин. Фронтовики из Приморья и Владивостока были удостоены 230 тысяч боевых наград, 104 из них присвоено высокое звание Героя Советского Союза. 16 человек стали полными кавалерами ордена Славы. Приморье стало надежным тылом, обеспечивавшим фронт вооружением, продовольствием, и транспортом.

    Особая страница военной поры - героизм моряков торгового и транспортного флота. Плавание как во внутренних водах, так и заграничные рейсы, были сопряжены со смертельной опасностью. Вражеские подводные лодки подстерегали наши суда, пиратски нападая на них, топили далеко от родных берегов, а случалось и у нашего побережья. Порой гибель приходила с воздуха, когда корабли пикировали вражеские самолеты. В этих условиях нашим морякам нужно было доставлять грузы, вести караваны, помогать фронту.

    В годы Великой Отечественной войны Владивосток оказался единственным советским портом, находившимся вне зоны боевых действий, через него шёл большой поток грузов для нужд обороны. Моряки Дальневосточного пароходства с честью пронесли флаг Родины по океанским путям, помогая громить врага своим самоотверженным трудом. Великая Отечественная война стала для Дальневосточного морского пароходства, как и для всего советского народа, тяжелым испытанием.

    "Когда опасность Родине грозит, торговый флот становится военным" - такие слова высечены на памятнике морякам торгового флота во Владивостоке. Так оно и было - в Тихом океане, Арктике и Атлантике суда ДВМП, доставляли важнейшие грузы для фронта, подвергались атакам самолетов и подводных лодок.

    Не все вернулись в родные порты, но никто не спустил флага перед врагом. Уже осенью 1941 года припортовые улицы Владивостока стали заполняться иностранными грузами. Почти половина всех поступавших из США по ленд-лизу грузов прошла через дальневосточные порты: Владивосток принял 8 млн. тонн грузов - в четыре раза больше, чем Мурманск. При этом советские суда ходили без конвоя, в одиночку, постоянно подвергаясь задержаниям и атакам со стороны японцев. Формально соблюдая нейтралитет, те объявили фактическую войну торговым судам, потопив шесть из них. Еще тринадцать судов погибли при невыясненных обстоятельствах.

    С началом войны практически весь флот ДВМП был привлечен к военным перевозкам. Как правило, суда были плохо вооружены, но им все равно удавалось давать отпор врагу. Пароход "Уэлен", следуя из Новой Зеландии, подвергся атаке подводной лодки. Враги не боялись торгового судна и всплыли рядом с ним, чтобы расстрелять в упор. Однако все вышло наоборот, "Уэлен" сумел серьезно повредить подлодку.

    Первым судном Дальневосточного морского пароходства, вступившим в схватку с немецкими захватчиками, стал пароход "Декабрист", брошенный на произвол судьбы английскими военными кораблями при переходе из Исландии в Мурманск. 8 декабря 1941 г. команда корабля героически вступила в противоборство с вражеской авиацией и, выйдя из этого поединка победительницей, 20 декабря 1941 г. привела судно в Мурманск. Не меньшее мужество проявили в те трагические годы, команды других пароходов из Владивостока - "Старый большевик", "Киев", "Белоруссия" и др.

    Экипаж парохода "Киев", следуя в составе северного конвоя, пулеметным огнем отогнал самолеты от английского корвета "Вlаск Рlу", а вскоре именно команда корвета спасала экипаж потопленного "Киева".

    Команда парохода "Перекоп" во время бомбежки подожгла в бочках промасленные тряпки для имитации прямых попаданий. Увидев густой черный дым, японский бомбардировщик улетел. Когда обман раскрылся, на уничтожение парохода было направлено уже 17 самолетов. Но и они долгое время впустую расходовали боезапас - настолько умело капитан маневрировал судном. Несколько дней охотились враги и за танкером "Майкоп" сбрасывая на него бомбы, торпеды, поливая огнем из крупнокалиберных пулеметов.

    Далеко не все суда ДВМП вернулись в порт приписки, 25 из них остались в морской пучине. Многие приморцы погибли, другие умерли от ран, голода и холода, покинув суда на шлюпках. Морякам приходилось выживать на необитаемых островах, томиться в японском плену. Но честь своего края, своей Родины моряки-приморцы не предали.

    Тысячи моряков Дальневосточного пароходства по первому зову Родины ушли на защиту Одессы и Севастополя, Москвы и Ленинграда. Оставшиеся на судах работали не покладая рук. По всем океанам мира суда Дальневосточного пароходства с честью пронесли флаг нашей великой Родины, трудом помогали громить врага. Пятьдесят миллионов миль, миллионы тонн грузов для Красной Армии - вот их вклад в дело победы!

    В борьбе с врагом моряки торгового флота - владивостокцы не раз показывали подлинный героизм и несгибаемое мужество. Экипаж парохода "Ванцетти" огнем артиллерии пустил ко дну вражескую подводную лодку. Экипаж парохода "Комилес" сбил два вражеских бомбардировщика. Экипаж танкера "Таганрог" 18 августа 1945 года, находясь в Амурском заливе в районе Первой Речки, сбил японский самолет.

    Владивостокцы никогда не забудут суда и моряков, которые погибли в неравной борьбе. Среди них предательски торпедированные пароходы "Перекоп", "Ангарстрой", "Кола", затонувший от бомб и снарядов танкер "Майкоп", расстрелянные врагом суда "Ашхабад", "Колхозник", "Киев", потопленные вражескими подводными лодками пароходы "Белоруссия", "Павлин Виноградов", "Обь". Большинство членов экипажей этих судов героически погибли в борьбе с врагом.

    Большую помощь моряки торгового флота оказали нашим войскам в дни войны с империалистической Японией.

    За особые заслуги экипажей в выполнении заданий правительства в период Великой Отечественной войны теплоход "Старый большевик" награжден орденом Ленина, а на судах "Ванцетти", "Караганда", "Комилес", "Невастрой", "Ногин", "Сахалин", "Сучан", "Старый большевик", "Урицкий", "Уэлен", танкере "Азербайджан" установлены мемориальные доски.

    За героизм, проявленный в борьбе с врагом, несколько сот моряков Дальневосточного пароходства награждены орденами и медалями Советского Союза, а Б. Аказенку, Н. Петровскому, Н. Афанасьеву, С. Лашинскому присвоено звание Героя Советского Союза.

    На Дальнем Востоке грузы по ленд-лизу перевозили только советские суда. Из 16 млн тонн импортных грузов, доставленных в нашу страну, на Дальний Восток приходится более половины - 8,7 млн. тонн.

    Выполняя задание по перевозке импортных грузов, суда Дальневосточного пароходства в 1942-1943 гг. в составе союзных конвоев и самостоятельно совершали кругосветные и полукругосветные плавания через Северный Ледовитый, Атлантический и Тихий океаны, побывав в Исландии, Великобритании, США, странах Латинской Америки, а также сквозные плавания по Северному морскому пути. Около 10 судов ДВМП посетили Индию, Иран, Австралию, Новую Зеландию. Дальневосточные суда в течение всей войны совершали тяжелые плавания через северную часть Тихого океана в США и Канаду.

    Последним судном, погибшим в период войны, был пароход "Трансбалт", потопленный 13 июня 1945 г. в Японском море.

    В доставках грузов по ленд-лизу приняли участие тысячи владивостокских моряков. Среди героев этих легендарных рейсов была и жительница Владивостока, выпускница Владивостокского морского техникума Анна Щетинина (1908-1999), единственная в мире женщина - капитан дальнего плавания. Впервые она обрела мировую известность еще в 1935 г., проведя вверенный ей пароход "Чавыча" через полярные льды на Дальний Восток. Войну с Германией А.И. Щетинина встретила на Балтике, где приняла участие в знаменитом Таллинском переходе - выводе советских судов из осажденного врагом Таллина. За свою самоотверженную работу, в том числе и при проводке северных конвоев, она была удостоена ряда высоких правительственных наград и звания Героя Социалистического Труда. 20 октября 2006 г. имя А.И. Щетининой было присвоено мысу побережья Амурского залива в Японском море.

    С 1941 по 1945 гг. Дальневосточным морским пароходством было перевезено более 12 млн. т. грузов, в том числе 7,95 млн. т. импортных, Приморской железной дорогой - 46.3 млн. Владивостокский узел отгрузил 7850 тыс. т. импорта. Своевременная доставка оборудования и материалов способствовала слаженному функционированию военной экономики СССР.

    Морякам - участникам плавания в конвоях, в том числе и юнгам, вручались специальные знаки. Конвой - это гражданские суда, перевозившие под охраной военных кораблей грузы, для фронта из портов США во Владивосток, откуда они отправлялись по транссибирской магистрали на запад, в действующую армию. Среди награжденных этими знаками профессора ДВПИ - Н.В. Барабанов, Б.Ф. Титаев, Ю.Н. Нисковский, писатель Л.Н. Князев и многие другие.

    Суда Дальневосточного пароходства доставляли грузы по ленд-лизу, как правило, поодиночке.

    На помощь фронту из порта Владивосток отправлялись боевые суда и подводные лодки. В 1942 г. Северным морским путем на базу Северного флота Полярное совершили переход лидер "Баку", а также эсминцы "Разумный" и "Разъяренный". Сюда же, через Тихий и Атлантический океаны, перешли подводные лодки "Л-15" (капитан-лейтенант В.И. Комаров), "С-51" (командир капитан 3 ранга И.Ф. Кучеренко), "С-54" (командир капитан 3 ранга Д.К. Братишко), "С-55" (командир капитан 3 ранга Л.М. Сушкин) и "С-56" (командир капитан-лейтенант Г.И. Щедрин). Это был первый в истории российского подводного плавания небывалый по своей протяженности подводный переход продолжительностью 17 тысяч миль. За боевые заслуги перед Родиной, подводная лодка "С-56" была удостоена гвардейского звания и награждена орденом Боевого Красного Знамени. Подводная лодка "С-51" стала Краснознаменной. Командирам подводных лодок - Г.И. Щедрину (1912-1995) и И.Ф. Кучеренко (1908-1959) присвоено звание Героя Советского Союза.

  • Увековечивание памяти (основные памятники и монументы, связанные с Великой Отечественной войной)

    На территории Владивостока находятся 54 памятника и монумента, связанные с Великой Отечественной войной. В праздничные дни и знаменательные даты здесь проходят торжественные и праздничные мероприятия с возложением венков, гирлянд и цветов, участием почетного караула.

    Мемориальный комплекс "Боевая слава Краснознаменного Тихоокеанского флота" (ул. Петра Великого, в районе д.4.) создан архитектором А.В. Сандоком, скульпторами В.Г. Ненаживиным и Н.П. Монтачем, инженерами Г.М. Браунагелем и И.П. Яблонским - победителями закрытого конкурса на проект мемориала, в котором было представлено 18 работ. Мемориал установлен в 1982 г. в память о тихоокеанцах, погибших в годы Великой Отечественной войны и войны с империалистической Японией. Торжественное открытие комплекса состоялось в рамках празднования 50-летия Краснознаменного Тихоокеанского флота. Мемориальный ансамбль представляет собой композицию, состоящую из подводной лодки "С-56" (ныне музей), форума памяти с Вечным огнем и стены Славы героев. Главным элементом композиции является гвардейская подводная лодка "С-56", которая в годы Великой Отечественной войны уничтожила в полярных морях 14 кораблей противника, за что награждена орденом Красного Знамени.

    В нишах на верхней площадке мемориала хранятся капсулы с землей, набранной в полях сражений около городов-героев Москвы, Ленинграда, Волгограда, Севастополя, Одессы, Киева, Новороссийска, Минска и Керчи. Около Вечного огня находятся постаменты, на одном из которых установлено орудие с эсминца "Воейков", на другом - башня с бронекатера "Б-304".

    С тыльной стороны от подводной лодки на приподнятой террасе сооружена стена Славы, где нанесены имена 192 Героев Советского Союза и 37 полных кавалеров орденов Славы. Перед подводной лодкой установлены 45 стел с мемориальными досками, на которых увековечены названия кораблей, частей и соединений КТОФ, удостоенных правительственных наград и отличий в годы Великой Отечественной войны.

    Стена памяти владивостокцев, погибших в годы Великой Отечественной войны (ул. Петра Великого, в районе д.4) установлена в 1995 г. Автор мемориала - архитектор А.А. Мечковская. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. более семи тысяч владивостокцев погибли, защищая Родину. Их имена занесены в четырехтомную Книгу памяти, на основе которой в 2005 г. к 60-летию Победы был сооружен мемориальный комплекс "Стена памяти".

    Памятник Морякам торгового флота, погибших в годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг. (ул. Светланская, в районе д. 63) установлен в 1967 г. Авторы - скульпторы В.Б. Зверев, О.В. Иконников, архитекторы - Б.И. Тхор и Ю.П. Вдовин.

    В годы Великой Отечественной войны1941-1945гг. Дальневосточный торговый флот выполнял сложную и ответственную задачу по доставке морским путем грузов, получаемых СССР от союзников, и транспортировке их Северным морским путем в европейскую часть страны. Суда Дальневосточного бассейна совершали регулярные рейсы в США, Канаду, Австралию и другие страны Тихого океана. Их экипажи героически вступали в битву с вражескими военными кораблями и самолетами. За годы войны 178 советских транспортных судов были задержаны японскими военными кораблями, 25 были потоплены вражескими подводными лодками, кораблями, авиацией. При этом погибло более 300 моряков-дальневосточников.

    Памятник танковой колонне "Приморский комсомолец" (Проспект 100-летия Владивостоку, в районе д.103) установлен в1987 г.

    Танковая колонна "Приморский комсомолец" была создана на средства, собранные комсомольцами и молодежью края. Место для создания такого сквера было выбрано не случайно. Именно со станции "Вторая речка" в годы войны отправлялись на фронт эшелоны с войсками, а на прилегающей к ней территории находились сборные пункты для новобранцев, прибывших со всего южного Приморья. Здесь же располагался крупный аэродром бомбардировочной и транспортной авиации. Из 350 вызвавшихся добровольно вступить в ряды бойцов танковой колонны, были отобраны 63 человека. В составе 56-й гвардейской Васильково-Шепетовской четырежды орденоносной танковой бригады 7-го гвардейского Киевско-Берлинского четырежды орденоносного танкового корпуса 3-й гвардейской танковой армии, они 4 ноября 1943 г. на Лютежском плацдарме вступили в бой, участвовали в освобождении Киева и с боями дошли до Берлина. В 1987 году в парке установлен танк Т-34 - легендарная "тридцатьчетверка" времен Великой Отечественной войны в память о погибших воинах-комсомольцах Приморья, воевавших против фашистских захватчиков в составе танковой колонны "Приморский комсомолец". Здесь же установлены несколько скульптурных групп, символизирующих прощание солдат со своими родными.

    Братская могила моряков Тихоокеанского флота, погибших в боях с японскими империалистами (ул. Светланская, в районе д. 173). Данное захоронение советских воинов связано с событиями августа 1945 года. СССР выполнял обязательства, принятые на Тегеранской и Ялтинской конференциях. За двадцать дней ударные силы врага в северном Китае и Корее были разбиты. Крах миллионной Квантунской армии ускорил капитуляцию Японии в целом. В боевых действиях активно использовались корабли и десантные подразделения Тихоокеанского флота.

    Памятник Герою Советского Союза Е. Чайкиной (ул. Набережная, в районе д. 1) установлен в1972 г. Автор - скульптор Б. П. Волков.

    В первые дни войны, оставшись на оккупированной территории, Лиза Чайкина возглавила Пеновский подпольный райком ВЛКСМ. Комсомольские отряды, действовавшие в районе, провели ряд успешных боевых операций: взрывали мосты, минировали дороги, нарушали телефонную связь, убивали немецких солдат, уничтожали предателей. В ноябре 1941 г. по доносу провокатора Елизавета Ивановна Чайкина была схвачена фашистами и после жестоких пыток расстреляна. Бесстрашной комсомолке посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

    Памятник Герою Советского Союза О. Кошевому (ул. Олега Кошевого, в районе д.26).

    О.В. Кошевой - один из организаторов и руководитель боевой подпольной комсомольской организации "Молодая Гвардия", созданной в 1942 г. в оккупированном фашистами г. Краснодоне. В организацию входило около ста человек. Молодогвардейцы совершали диверсии в тылу врага, взрывали мосты, нарушали телефонную связь, помогали скрывавшимся от врагов раненным красноармейцам. В 1943 г. в результате предательства организация была разгромлена, а ее руководители О. Кошевой, У. Громова, И. Туркенич, С. Тюленин, Л. Шевцова - казнены. Посмертно им были присвоены звания Героев Советского Союза. В 1975 г. по инициативе учащейся молодежи Владивостока в знак памяти о подвиге молодогвардейцев одна из улиц города была переименована в честь О. Кошевого и установлен памятник герою.

    Памятник Герою Советского Союза Д.М. Карбышеву (ул. Карбышева, в районе д.11).

    Д. М. Карбышев (1880-1945гг.) - военный инженер и ученый, генерал-лейтенант инженерных войск Красной Армии, профессор, доктор военных наук. Погиб мученической смертью в фашистском концлагере Маутхаузен. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.

    После окончания в 1900 г. военно-инженерного училища в г. Омске он служил в Восточно-Сибирском отдельном саперном батальоне, расквартированном в поселке Славянка в Приморье. Участвовал в русско-японской войне 1904-1905 гг. После войны вышел в отставку и поселился во Владивостоке. Чтобы поступить в инженерную академию, в 1907 г. он вернулся в армию и почти год служил командиром роты 3-го саперного батальона Владивостокской крепости, руководил строительством казарм в поселке Горностай. В 1908 г. уехал в Петербург для поступления в академию.

    В память о жизни и деятельности Д.М. Карбышева во Владивостоке его именем названа одна из улиц. В 1987 г. установлен памятник.

    Памятник матросам-тихоокеанцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг. (о. Русский, пос. Подножье). В годы Великой Отечественной войны на ее фронтах сражались моряки-тихоокеанцы, служившие раньше в гарнизоне острова. 13 моряков удостоены звания Героя Советского Союза. В память о них в 1970 г. сооружен памятник.

    Памятник сигнальщику корабля "ТЩ-278" Г.Г. Елисееву, погибшему в борьбе с японскими милитаристами (о. Русский, бухта Парис). Во время кровопролитных боев 14-15 августа 1945 г. за город Сейсин тральщик Тихоокеанского флота "ТЩ-278" и фрегат "ЭК-2", находясь в Сейсинской гавани, поддерживали огнем своих орудий морских пехотинцев, сражавшихся с японцами на берегу. При этом корабли подвергались обстрелу японской артиллерии. Будучи раненым, матрос-сигнальщик тральщика "ТЩ-278" Г.Г. Елисеев в течение почти 10 часов принимал световые сигналы с берега для корректировки огня и погиб на своем посту. В память о его подвиге в 1964 г. сооружен обелиск, где высечена надпись: "Отважному моряку-тихоокеанцу сигнальщику Г.Г. Елисееву, погибшему в бою за Сейсин".

  • Заслуги Владивостока в военной истории России. Наиболее значимые военные события

    Владивосток - город, который более 150 лет служит символом непоколебимости рубежей России. Высшим достижением военного искусства всегда считалось не победить врага, а заставить его не думать о нападении. По этой причине с древнейших времен великие государства мира делали все, чтобы укреплять свои границы устрашающими сооружениями - мощными валами, многокилометровыми стенами. Россия традиционно возводила па своих границах крепости. Владивосток явился самой грозной из тех, что были построены на восточных границах страны. За всю военную историю Владивостока, ни один из приближавшихся к его стенам противников так и не решился на штурм. Тем самым, Владивосток подтвердил свое соответствие высшим образцам оборонного искусства, успешно отстояв безопасность и обширных территорий российского Дальнего Востока.

    Владивосток является главной военной базой России на Тихом океане. По убеждению генерал-губернатора Восточной Сибири, графа Н.Н. Муравьева-Амурского (1809-1881) основание Владивостока должно было стать частью плана защиты дальневосточных рубежей Российской империи от экспансии англо-французских колонизаторов. Во исполнение распоряжений военного командования, 2 июля (20 июня) 1860 г. было начато строительство военного поста в бухте Золотой Рог. Это событие отныне рассматривается в качестве отправной точки истории Владивостока.

    Как знак особых заслуг Владивостока в деле зашиты интересов России от внешних и внутренних угроз на Тихом океане, в соответствии с решением правительственной комиссии, утвержденным императором Александром II (1818-1881) в 1871 г. сюда была переведена главная база Сибирской военной флотилии, резиденция военного губернатора и иные морские учреждения. Гарнизон поста обеспечивал охрану побережья Приморья, вплоть до бухты Ольга и других отдаленных мест. 30 ноября 1875 г. во Владивостоке появилась городская управа, в результате чего этот порт обрел статус города. В 1889 г., после того, как Владивосток был избран конечным пунктом проектируемой Транссибирской железнодорожной магистрали, российское правительство приняло решение о строительстве здесь крепости 4-го разряда.

    Владивостокская крепость является замечательным и не имеющим более в России себе равных памятником русского фортификационного искусства и строительной техники. По итогам анализа ее технических возможностей известный российский теоретик военно-морского искусства и фортификации Г.Л. Клало (1862-1919) пророчески предрек, что ей, по всей видимости, никогда "не придется сделать ни одного выстрела, из-за того, что неприятель будет считать для себя невыгодным вступить с ней в состязание". К началу XX века Владивосток представлял из себя уже мощный укрепленный район, хороню оборудованную военно-морскую базу и стратегически важный железнодорожный центр. После падения Порт-Артура (1905 г.) Владивосток вновь обрел статус главной военной базы России на Тихом океане.

    В случае войны на тихоокеанских рубежах России, битва за этот город-крепость должна была стать центральным событием военной кампании. Военно-стратегическое значение Владивостока являлось определяющим.

    В годы Первой мировой войны Владивосток стал единственным военным портом Российской империи, недоступным для прямых действий германского флота. По этой причине он был превращен в важнейшую базу снабжения русской армии и флота вооружениями, техническими средствами, медикаментами и иными стратегическими материалами, поставляемыми в Россию союзниками по Антанте.

    В годы гражданской войны в России, не смотря на смену властей и политических установок, не менялось в жизни Владивостока главное - он оставался российской крепостью, защищавшей дальневосточные рубежи России. Его гарнизон обеспечивал порядок в городе и на прилегающих к нему территориях. Флот выполнял задачи обеспечения безопасности судоходства.

    Владивосток всегда играл значительную сдерживающую роль при защите дальневосточных границ России. В 1862 г. от города без боя отошла эскадра офицера британского королевского флота сэра Джеймса Хоупа, выполнявшая задачу силового противодействия русскому флоту на Тихом океане. Это была большая неудача англичан, этими же силами вытеснивших русский гарнизон из военного поста на полуострове Имасаки о. Цусима.

    С началом русско-турецкой войны 1877-1878 гг. возникла очередная реальная угроза враждебных действий английского флота в зоне дальневосточных владений Российской империи. Однако, базировавшиеся в корейских, китайских и японских портах английские военные суда не рискнули приближаться к Владивостоку.

    В августе 1914 г. германский крейсер "Эмден" совершил поход в район Владивостока для рейдерских действий на российских морских коммуникациях. Перехватив пароход "Рязань", он поспешил уйти из российских территориальных вод во избежание встречи с боевыми кораблями русского флота.

    В ходе боев у о. Хасан японская армия не рискнула развернуть широкомасштабные действия. Зная о значительном военном потенциале Владивостока, военное командование Японии не поддержало свою пехоту ни авиацией, ни боевыми кораблями, чтобы не подставить их под удар артиллерии Владивостокской крепости.

    В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. милитаристская Япония так и не вступила в войну с СССР. Японская армия была не готова увязнуть в кровопролитных боях у бастионов Владивостока.

    В послевоенные годы Владивосток, как крупнейшая база советского военно-морского флота, был одним из сдерживающих факторов в течение всего периода военного противостояния с силами империализма и великодержавного шовинизма на Тихом океане, что избавило мир от ряда войн и вооруженных конфликтов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

    По сути, история Владивостока - это история русской воинской доблести. Победа базировавшихся во Владивостоке войск над китайскими пиратами и разбойниками (хунхузами) в конце ХIХ в. была достигнута благодаря массовому героизму солдат и офицеров, моряков и казаков, а также мирных жителей, принеся городу всероссийскую известность в качестве символа непоколебимости устоев российской государственности и гаранта безопасности рубежей России.

    Российские и японские ученые единодушны во мнении, что первый поход эскадры японского адмирала X. Камимуры к Владивостоку во время русско-японской войны (1904-1905 гг.) является крупной неудачей этого прославленного флотоводца, обнаружившей его неготовность к противоборству с орудиями Владивостокской крепости.

    Успешные действия Владивостокского отряда крейсеров на морских коммуникациях противника в годы войны с Японией (1904-1905 гг.) относятся к числу наиболее ярких страниц истории тех лет. В военном отношении они подтвердили правильность и высокую эффективность "крейсерской" доктрины России, предвосхитившей знаменитые рейдерские походы германского флота в годы Первой и Второй мировой войн.

    В период русско-японской войны (1904-1905 гг.) Владивосток рассматривался как наиболее безопасная для русских кораблей гавань, в качестве бастиона, неприступность которого спасла русскую армию и флот от позора полного военного поражения в этой воине.

    Стоявшие во Владивостоке корабли Сибирской военной флотилии затем успешно задействовались в боевых действиях против германского флота. В боях в Кольском заливе, развернувшихся в 1916 г., моряки-тихоокеанцы с миноносца "Грозовой" потопили германскую подводную лодку. А миноносец Сибирской военной флотилии "Властный" там же вступил в бой с двумя подводными лодками противника, причинив им тяжелые повреждения и принудив поспешно отступить.

    На фронт из Владивостока перебрасывались и значительные сухопутные силы. Па полях сражений первой мировой войны воины-владивостокцы покрыли себя неувядаемой славой. Сотни офицеров были награждены орденами Российской империи и почетным оружием. Многим тысячам нижних чинов вручались медали, а более 2000 получили Георгиевские кресты.

    В 1922-1925 гг. боевые корабли из Владивостока принимали самое активное участие в изгнании японских интервентов из Северного Сахалина, в очистке российских территориальных вод от американских, канадских и японских браконьеров.

    В сражениях на КВЖД и у озера Хасан успешно исполняли свой воинский долг и жители Владивостока, некоторые из которых отдали жизнь за Родину. Хасанские события подтвердили высокие боевые качества, массовое мужество и героизм советских воинов. Подвиг защитников Отечества оценивался по достоинству. 40-я стрелковая дивизия была награждена орденом Ленина, 32-я стрелковая дивизия и Посьетский пограничный отряд -орденами Боевого Красного Знамени. 26 военнослужащим было присвоено звание Героя Советскою Союза, а 6500 - вручены боевые государственные награды. За отличие в боях у озера Хасан, за успешную проводку морских конвоев из Владивостока в залив Посьет и эвакуацию раненых бойцов, 74 моряка-тихоокеанца были награждены орденами и медалями. Кроме того, ордена и медали получили 11 рабочих и служащих, проявивших гражданскую доблесть в дни Хасанских событий.

    Более 200 тысяч жителей Владивостока и Приморья участвовали в битвах Великой Отечественной войны. Наши земляки защищали Москву и Ленинград, сражались в развалинах Сталинграда и на Курской дуге, форсировали Днепр, освобождали Украину и Белоруссию, штурмовали Берлин. Фронтовики из Приморья и Владивостока были удостоены 230 тысяч боевых наград, из которых 104 - присвоено высокое звание Героя Советского Союза. 16 человек стали полными кавалерами ордена Славы. Владивосток стал надежным тылом, обеспечивавшим фронт вооружением, продовольствием, и транспортом.

    За образцовое выполнение заданий Советского правительства и военного командования, за проявленное при этом мужество и успешную доставку и обработку импортного груза для нужд фронта и народного хозяйства в период Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР своими двумя указами (1942 и 1945 гг.) наградил орденами и медалями 2379 работников Дальневосточного пароходства, в большинстве своем - жителей Владивостока. Из них 62 были удостоены ордена Ленина, 82 - ордена Боевого Красного Знамени. 154 - ордена Трудового Красного Знамени, 189 - ордена Красной Звезды, 165 - орденов Отечественной войны I и II степени, 407 - ордена "Знак Почета", 1320 - медалей.

    В дни войны с милитаристской Японией (август-сентябрь 1945 г.) Владивосток вновь подтвердил свою репутацию главной базы вооруженных сил страны на Тихом океане и неприступной крепости. Очень символичным следует считать то, что командный пункт Тихоокеанского флота и советских вооруженных сил, планировавший и координировавший проведение беспримерных в российской истории наступательных и десантных операций, размещался на форту N2 Владивостокской крепости.

    В последние годы немало жителей Владивостока прославились в "малых войнах" и вооруженных конфликтах в Анголе, Афганистане, на Кавказе.

  • Заслуги тыла Владивостока

    В солнечный летний день 22 июня 1941 года, тысячи владивостокцев, которые проводили свой воскресный отдых на пляжах и в окрестностях города, узнали, что началась война. В ту же ночь во Владивостоке состоялся радиомитинг, транслировавшийся по всему Приморью. Волна митингов прокатилась по Владивостоку в первый рабочий день войны.

    Выступая перед рабочими Дальзавода, инженер Мароховский заявил: "...Каждый из нас готов в любую минуту встать с оружием в руках на защиту любимой Родины. Но не менее важной и ответственной задачей является бесперебойная работа тыла. Все наши силы и способности должны быть отданы на нужды армии и флота, на дальнейшее укрепление их могущества, на достижение победы над врагом. Призываю весь коллектив завода считать себя мобилизованным. Каждый из нас должен считать своим долгом не покидать рабочие места до тех пор, пока не будет выполнено дневное задание". Решения рабочих собраний и митингов в этот день были четкими и конкретными: "Работать не покладая рук на нужды армии и флота! Защищать Родину оружием и стахановским трудом!"; "Считать себя мобилизованными до конца войны, до полной победы!" Нарком рыбной промышленности и начальник Главвостокрыбпрома в своем приветствии коллективу краболова "Ламут" писали: "...Ваша производственная победа лучший ответ озверелой фашистской банде, нарушившей мирный труд народов Советского Союза".

    Не менее сильным было стремление горожан сражаться с оружием в руках против фашистских захватчиков. Только за 23 и 24 июня 1941 года в крайвоенкомат было подано от горожан свыше 500 заявлений с просьбой немедленно отправить их на фронт добровольцами.

    Учитывая всеобщий подъем боевого духа населения, 24 июня 1941 г. бюро Приморского комитета ВЛКСМ рассмотрело вопрос об обязательной военной подготовке комсомольцев края. Первыми на это решение положительно откликнулись рабочие-дальзаводцы. Не остались здесь в стороне и женщины. Только в 8-м цехе Дальзавода 30 работниц предприятия в те дни изъявили желание обучаться на курсах санитарок. Во Владивостоке проводилась и подготовка девушек-радисток для обеспечения деятельности разведывательных органов. В специальной школе, расположенной в пригороде Владивостока Седанка, было подготовлено более 150 такого рода специалистов, впоследствии с отличием выполнявших свой воинский долг в войне против фашистской Германии и в сражениях с японцами в августе-сентябре 1945 г.

    Для Дальнего Востока военная подготовка трудящихся имела особое значение. Миллионная Квантунская армия Японии выжидала удобного момента для нападения. В этих условиях Владивосток с первых дней войны стал жить как прифронтовой город, готовый к бою и обороне. Тысячи владивостокцев ежедневно выходили в пригороды на строительство дотов и рытье противотанковых рвов. Весь город был разбит на квадраты ПВО, где днем и ночью дежурили с противогазами и противопожарным инвентарем бойцы тыла. Изменился облик Владивостока: плотно закрылись темными шторами окна домов, погасли уличные фонари.

    Иной стала и духовная жизнь горожан. Художники города ежедневно выпускали плакаты окон РОСТа, призывавшие отдать все силы на разгром фашизма. Писатели издавали сборники стихов, песен и рассказов, воспевавших героизм народа в борьбе с фашизмом.

    В декабре 1941 г. из Владивостока в помощь фронту начали отправляться подарки посылки - с продуктами питания, вещами и предметами первой необходимости, воинам Ленинградского фронта. К августу 1944 г. объем отправленных подарков составил 250 вагонов.

    Десятки тысяч приморцев, в том числе и жители Владивостока, стали донорами крови за 1941-1945 годы.

    В 1941 году повсеместно стали создаваться "фонды Обороны". 7 июля в Приморской краевой конторе Госбанка был открыт специальный счет фонда обороны страны. Рабочие и служащие города принимали на собраниях решения об отчислении в фонд обороны однодневного или двухдневного заработка ежемесячно до окончания войны. Поступали в фонд обороны и личные пожертвования. С августа 1941 года по февраль 1942 года владивостокцы внесли в фонд обороны 44 367 978 рублей деньгами и облигациями. Владивостокцы внесли значительную долю средств в строительство бронепоезда "Приморский комсомолец", эскадрильи бомбардировщиков "Советское Приморье", танковой колонны "Приморский комсомолец".

    Молодежь станций Владивосток и Первая Речка начали сбор средств на постройку бронепоезда "Приморский комсомолец" в подарок действующей армии. В короткий срок было собрано более двух миллионов рублей.

    17 января 1943 г. в приморской краевой газете "Красное знамя", было опубликовано обращение комсомольцев из Владивостока, работающих в Дальневосточном пароходстве, к молодежи региона с призывом собрать средства на строительство танковой колонны "Приморский комсомолец". За 2 месяца было собрано около 7 миллионов рублей, что позволило Приморскому крайкому ВЛКСМ обратиться к Верховному Главнокомандующему с просьбой разрешить подготовить 20 экипажей для этой танковой колонны. Ходатайство было удовлетворено и 22 апреля 1943 г. Бюро крайкома ВЛКСМ приняло постановление "О комплектовании экипажей танковой колонны "Приморский комсомолец". Этот день и отмечается сегодня как день рождения колонны, воинам которой посчастливилось поставить свои подписи на стенах поверженного Рейхстага. Памятник героям данного соединения в настоящее время находится во Владивостоке в парке Победы.

    Внесли свою лепту в дело победы над врагом и школьники. Уже летом 1941 года 115 ученических бригад из Владивостока работали на полях колхозов края. Вот что записано в характеристике ученикам, выданной правлением колхоза "Трудовой пахарь" Ханкайского района: "Бригада учеников средней школы № 1 г. Владивостока работала энергично и добросовестно... Они работали от восхода до заката солнца и показали себя как истинно юные патриоты".

    В конце 1942 года учащиеся той же школы обратились ко всем школьникам с призывом построить на деньги, заработанные в летние каникулы на колхозных полях, танковую колонну "Юный пионер". На полях, лесозаготовках, где трудились школьники, они помнили, на что пойдут заработанные деньги. Через несколько месяцев грозные машины "Юного пионера" уже были на фронте. Сотни старшеклассников встали на вахту у станков на фабриках и заводах. Пионеры города вступали в отряды "тимуровцев", помогали многим семьям красноармейцев. Вряд ли можно найти в городе школьника, который в 1941-1945 годах не участвовал бы в сборе металлолома, теплых вещей для Красной Армии средств на постройку бронепоезда "Комсомолец Приморья". Только силами школьников в городе было собрано подарков для бойцов Ленинградского фронта на сумму свыше 100 тысяч рублей. В 1943 г. для детей-сирот, юных патриотов, вставших в ряды защитников, были созданы суворовские и нахимовские училища.

    Работники завода "Металлист" выступили инициаторами приведения в порядок заводских территорий и сбора лома, нужного для производства. Большое количество металла было извлечено из Амурского залива и бухты Золотой Рог.

    В апреле 1942 года на Дальзаводе организована первая фронтовая бригада. Возглавил ее коммунист И. Калюжный. В начале войны он, и многие его товарищи по работе, просился на фронт. Ему отказали. Высококвалифицированным мастерам надлежало стать наставниками подростков и женщин, пришедших к станкам на смену отцам и мужьям. Бригада И. Калюжного выполняла месячные задания на 200% и более. К концу войны на Дальзаводе насчитывалось 126 фронтовых бригад. Дальзаводцы первыми в крае подхватили патриотический почин - выполнять две нормы: одну за себя, другую - за ушедшего на фронт товарища. Выполняя задания Госудрственного Комитета Обороны, Дальзавод за 4 года войны выпустил больше продукции, чем за 9 предвоенных лет.

    Всем крупным предприятиям страны, в том числе и Дальзаводу, помимо своей основной продукции, надлежало освоить выпуск оружия и боеприпасов для Красной Армии. В короткие сроки был налажен выпуск пистолетов-пулеметов Дегтярева - ППД, гранат и стабилизаторов для мин. В годы войны Дальзавод, разумеется, оставался прежде всего судоремонтным предприятием, и именно как таковой вносил он свой основной вклад в дело защиты Родины. Здесь переоборудовались сейнеры, транспорты, сухогрузы и становились сторожевыми, десантно-высадочными судами, тральщиками. Столь же интенсивно и срочно производился текущий ремонт судов, занятых перевозкой военно-стратегических грузов.

    Все годы войны Дальзавод выполнял капитально-восстановительный ремонт судов Дальневосточного пароходства. В 1941-1942 гг. на Дальзаводе были выполнены работы по изготовлению ледовой защиты эсминцев, отправляющихся на Северный флот. Сложная конструкция из деревянных щитов, обшитых двух миллиметровой сталью, своеобразная "шуба" была выполнена под руководством ленинградского инженера А.И. Дубравина.

    Понадобились умелые руки дальзаводцев и тихоокеанцам-подводникам. В октябре 1942 года четыре подводные лодки, отремонтированные дальзаводцами, южным путем ушли в Полярное, на Североморский театр военных действий. Удивительная судьба была уготовлена подводной лодке "С-56" под командованием капитана 2 ранга Г.И. Щедрина. По заданию Государственного Комитета Обороны дальзаводцы провели ремонт сторожевых кораблей, охранявших дальневосточные рубежи нашей страны. По очереди подходили сторожевики "Буран", "Вьюга", "Гром", "Зарница", "Метель", "Молния". Вместе со сторожевиками прошли ремонт корабли пограничной службы - "Дзержинский" и "Киров".

    За успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны Дальзавод был награжден орденом Ленина. Высокими государственными наградами был отмечен трудовой подвиг многих дальзаводцев.

    Родиной скоростных рекордов обработки судов стал в годы войны Владивостокский торговый порт. При полной светомаскировке суда разгружались за 20-30 часов, вместо положенных двух недель. В 1942 г. порту было присуждено первое место во Всесоюзном соревновании. Трижды завоевали портовики Знамя Государственного Комитета Обороны, пять раз - знамя Наркомфлота. Не забыты заслуги и портовиков Владивостока. Более 300 грузчиков, механизаторов и инженерно-технических работников Владивостокского порта награждены высокими правительственными наградами. Среди них орденом Ленина награждены грузчики Н.Н. Майданюк, кранмейстер И.Е. Богдашевский, начальники районов Х.И. Греку и А.Ф. Потурнак, начальник порта А.Х. Передерни.

    В годы Великой Отечественной войны корабли Дальневосточного морского пароходства выполнили более 70% всех грузоперевозок морского транспорта СССР. Плавание советских судов в Тихом океане осуществлялось в условиях самой настоящей войны. Японские подводные лодки и самолеты с 1941 по 1945 г. потопили 25 приписанных к Владивостоку кораблей, что составляло почти 30% их общей численности. Всего же здесь погибли 47 кораблей и сотни членов их экипажей. Тем не менее, морякам советского торгового флота в годы Великой Отечественной войны удалось организовать фактически бесперебойные поставки иностранной помощи в рамках ленд-лиз через Владивосток. Объемы этих поставок возрастали в геометрической профессии: 1941-1942 гг. - 9,4% от всех поставок: 1943 г. - 25,2%; 1944 г. - 33,2%; 1945 г. - 32,2%.

    На мысе Голдобина находилась специальная квартира НКВД, где за мощным радиоприемником непрерывно ждали вестей от Рамзая (разведчика Рихарда Зорге), который одним из первых предупредил Кремль о дне нападения Германии на СССР. Осуществлял радиосвязь Токио - Владивосток радист Макс Клаузен, оставшийся в живых после длительного пребывания в японских тюрьмах, возвратившийся из Японии в Россию, а затем в Германию через Владивосток. Он был награжден орденом Красного Знамени, а его жена Анна, тоже член группы - орденом Красной Звезды. Рихард Зорге был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. И именно на мыс Голдобина летел в 1945 г. японский самолет, управляемый летчиком-камикадзе.

  • Воинские части и соединения, сформированные из населения города Владивостока

    29 июня 1941 года на запад ушел первый эшелон воинов-дальневосточников. На фронтах Великой Отечественной сражалось более 200 тысяч приморцев, из них 45 - не вернулись домой. Девизом воинов-дальневосточников стали слова воспитанника Тихоокеанского флота, Героя Советского Союза В. Зайцева: "За Волгой для нас земли нет!"

    Маршал К.К. Рокоссовский, описывая катастрофическое начало войны, отмечал, что Москву спасли сибиряки. И особо выделил 32-ю и 78-ю стрелковые дивизии. А между тем они были приморскими: 32-я Хасанская из поселка Раздольного и 78-я из Владивостока. Героический вклад в победу под Москвой внесли и моряки-тихоокеанцы, воевавшие в составе Отдельных морских стрелковых бригад, на это особо указывал маршал Г.К. Жуков. Сами москвичи в своих воспоминаниях отмечают, что "...город немного успокоился, лишь, когда на улицах появились белые полушубки и черные бушлаты тихоокеанцев".

    Число добровольцев во Владивостоке, желавших отправиться на фронт, было велико. Их судьбы оказались неразрывно связанными с теми воинскими частями, которые перебрасывались с Дальнего Востока на советско-германский фронт. В 1941 г. на фронт были отправлены 12 стрелковых, 5 танковых и 1 моторизованная дивизии. Из них примерно половина ранее дислоцировалась в Приморье и укомплектовывалась за счет местного населения, включая жителей Владивостока.

    В битве под Москвой в ноябре-декабре 1941 г. приняла самое активное участие героически сражавшаяся на Можайском направлении укомплектованная из приморцев 32-я Краснознаменная стрелковая дивизия полковника Б.И. Полосухина (1904-1942), командовавшего ранее стрелковой бригадой во Владивостоке.

    Не меньшую славу снискала в те дни и 78-я стрелковая дивизия полковника А.П. Белобородова (1903-1990), также укомплектованная из жителей Приморья и Владивостока. За массовый героизм, высокие боевые качества и умелые действия под Москвой она была преобразована в 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию.

    Навечно вписан в книгу русской воинской славы и массовый героизм воинов 59-й стрелковой дивизии под командованием генерала В.А. Глазунова (1896-1967), той самой, что была сформирована 25 мая 1935 г. на основе 1-й колхозной дивизии в Приморье.

    Огромный вклад в разгром врага под Москвой и в других сражениях Великой Отечественной войны внесли моряки-тихоокеанцы, общая численность которых в различных воинских частях составляла 140 тысяч человек. Одним из соединений, сформированных из владивостокских моряков, была 71-я морская стрелковая бригада под командованием полковника Я.П. Безверхова (1896-1942). Она явилась первой из формирований ВМФ, преобразованных в 2-ю гвардейскую морскую стрелковую бригаду. По воспоминаниям сослуживцев, Я.П. Безверхов олицетворял собой лучшие качества боевого командира. Он пал смертью храбрых 2 апреля 1942 г. Память героя увековечена не только в заслуженной государственной награде. В наши дни в честь Безверхова названа улица в Солнечногорске. В московской школе N118 создан музей боевой славы 71-й Отдельной морской бригады. Во Владивостоке на Корабельной Набережной в Мемориале боевой славы ТОФ есть плита "2-я гвардейская стрелковая бригада". В 1972 году с. Усть-Сидими Хасанского района Приморского края переименовано в Безверхово.

    В боях с врагом прославил свое имя и тихоокеанец И.М. Каплунов (1918-1942). В декабре 1942 года Илья Каплунов совершил под Сталинградом бессмертный подвиг. Когда вражеские танки стали прорываться в расположение наших войск, он, будучи тяжело ранен, уничтожил девять танков врага, бросившись под последний из них со связкой противотанковых гранат на груди. За этот подвиг И.М. Каплунову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

    На той же волжской земле обрел известность легендарный снайпер, с 1937 по 1940 г. служивший во Владивостоке, В.Г. Зайцев (1915-1991). В боях за Сталинград он уничтожил 225 немецких солдат и офицеров, а впоследствии ему было присвоено звание Герой Советского Союза.

    Мемориальная доска в Берлине, установлена в честь первого коменданта города - Н.Э. Берзарина. Николай Эрастович служил в ОКДВА, участвовал в боях у озера Хасан, в 1940 г. был заместителем командующего 1-й Краснознаменной армии Дальневосточного фронта. При штурме Берлина отвечал за захват районов в центре города (в том числе имперской канцелярии, где находилась ставка Гитлера). 28 апреля 1945 г. Берзарин подписал приказ N1 - о переходе всей полноты власти в Берлине в руки советской военной комендатуры.

    Более 200 тысяч приморцев участвовали в битвах Великой Отечественной войны - защищали Москву и Ленинград, сражались в Сталинграде и на Курской дуге, форсировали Днепр, освобождали Украину и Белоруссию, штурмовали Берлин. Фронтовики из Приморья и Владивостока были удостоены 230 тысяч боевых наград, 104 из них присвоено высокое звание Героя Советского Союза. 16 человек стали полными кавалерами ордена Славы. Приморье стало надежным тылом, обеспечивавшим фронт вооружением, продовольствием, и транспортом.

    За образцовое выполнение заданий Советского правительства и военного командования, за проявленное при этом мужество и успешную доставку и обработку импортного груза для нужд фронта и народного хозяйства в период Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР своими двумя указами (1942 и 1945 гг.) наградил орденами и медалями 2379 работников Дальневосточного пароходства, в большинстве своем жителей Владивостока. Из них 62 были удостоены ордена Ленина, 82 - ордена Боевого Красного Знамени, 154 - ордена Трудового Красного Знамени, 189 - ордена Красной Звезды, 165 - орденов Отечественной войны I и II степени, 407 ордена "Знак Почета", 1320 - медалей.

  • Выдающиеся исторические личности России (уроженцы Владивостока)

    В историю страны вошли имена тысяч выдающихся людей, чьи судьбы связаны с Приморским краем. Среди них - великие исследователи и мореплаватели, военачальники, ученые, поэты, герои войны - от генерала до рядового. Одним из первых таких имен, золотыми буквами вписанных в истории России и Дальнего Востока, можно назвать имя генерал-губернатора Амурской области, графа Муравьева-Амурского. Исследователь, этнограф, археолог, писатель Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872, Санкт-Петербург - 1930, Владивосток) посвятил свою жизнь исследованиям Дальнего Востока. Герой Советского Союза, генерал-лейтенант инженерных войск, профессор Дмитрий Михайлович Карбышев - его судьба также оказалась связана с Владивостоком, с 1907 года он стал участником строительства Владивостокской крепости.

    В военной истории нашей страны Хасанские события 1938 года имеют особое значение. В боях на Хасане наши солдаты и командиры приобрели бесценный опыт, в полной мере использованный на фронтах Великой Отечественной. Более 130 человек - участников Хасанских событий удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них - Василий Михайлович Виневитин (1913-1938), Сергей Никанорович Бамбуров, Гильфан Абубекерович Батаршин, Иван Владимирович Гвоздев, Иван Никонович Мошляк и другие. Многие получили высокое звание посмертно. Николай Каманин, военный летчик, служивший в Приморье, в Краснознаменной эскадрилье под Спасском-Дальним, получил звание Героя Советского Союза и "Золотую Звезду" под N2 - за спасение челюскинцев, терпящих бедствие во льдах Арктики в 1934 году.

    Знаменитый командир не менее знаменитой подводной лодки "С-56" Григорий Иванович Щедрин начинал свою службу (с 1937 года) и получил опыт на Тихоокеанском флоте. В 1942 году лодка "С-56" в группе 6 подводных лодок переведена на Северный флот. За годы войны экипаж потопил немало кораблей противника. Григорию Щедрину присвоено звание Героя Советского Союза в 1944 году. А после войны лодка "С-56" навечно заняла постамент в центре Владивостока на Корабельной набережной.

    Первая в мире женщина - капитан дальнего плавания Анна Щетинина родилась на станции Океанской под Владивостоком. После окончания техникума работала на Камчатке, прошла путь от простого матроса до капитана. Своим первым рейсом в 1935 году она прославилась на весь мир, проведя грузовой пароход "Чавыча" из Гамбурга через Одессу и Сингапур в Петропавловск-Камчатский. Великую Отечественную войну Анна Щетинина встретила на Балтике, где под бомбёжками эвакуировала население Таллина и перевозила стратегические грузы.

    Владивосток прославили не только моряки и герои войны, но и учёные и представители творческих профессий.

    Врач, учёный, первый поэт Владивостока Павел Гомзяков окончил в нашем городе мужскую гимназию, после окончания медицинского факультета Дерптского университета служил судовым врачом на транспорте "Енисей" и на крейсере "Забияка" во Владивостоке.

    Во Владивостоке родился физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии по физике Игорь Тамм. Основные направления научного творчества Тамма относятся к квантовой механике, ядерной физики и решению ряда прикладных задач.

    В 1920 году в столице Приморья родился голливудский актёр, обладатель Оскара Юл Бриннер. Уроженцем Владивостока является и лидер группы "Мумий Тролль" Илья Лагутенко.

Герои Города Техника
Мы в соцсетях
© 2006-2019 Музей Победы |