Восстановление народного хозяйства в нашей стране позволило уже во второй половине 1920-х годов приступить к постройке новых надводных кораблей и подводных лодок для Рабоче-Крестьянского Красного Военно-морского флота. Согласно кораблестроительной программе, утвержденной Советом Труда и Обороны в декабре 1926 года, в первую пятилетку намечалось заложить и построить 18 сторожевых кораблей типа «Ураган», 12 новых подводных лодок типа «Декабрист» и «Ленинец» и 36 торпедных катеров типа «Ш-4», а также достроить 2 крейсера, 4 эсминца и другие корабли. Благодаря самоотверженному труду рабочих-кораблестроителей советский военно-морской флот стал пополняться подводными лодками, торпедными катерами, эскадренными миноносцами и другими современными кораблями, созданными на отечественных верфях. Во исполнение решения Совета Труда и Обороны КБ, возглавляемое Б. Малининым, приступило к проектированию первой советской подводной лодки типа «Д» I серии, а коллектив специалистов ЦАГИ под руководством А. Туполева начал проектировать первый отечественный торпедный катер. И уже в 1927 году на советских верфях были заложены 6 подводных лодок типа «Д», 8 сторожевых кораблей типа «Ураган». В том же году на Черном море проходит испытания торпедный катер «Первенец» и вскоре заводы осваивают их серийное производство.
Успехи, достигнутые советской промышленностью в ходе выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР заставили руководство военно-морского флота пересмотреть и уточнить кораблестроительную программу 1926 года. Основой этого пересмотра послужило постановление Реввоенсовета от 8 мая 1928 года «О значении Морских Сил в системе вооруженных сил страны», в котором ставилась приоритетная задача: «При развитии ВМС стремиться к сочетанию надводного и подводного флотов, береговой и минно-позиционной обороны и морской авиации». В апреле 1929 года Совет Труда и Обороны утвердил новую пятилетнюю кораблестроительную программу на 1928–1933 годы, которая в дополнение к программе 1926 года, предусматривала постройку трех эсминцев, 4 малых подводных лодок, двух канонерских лодок, нескольких охотников за подлодками и торпедных катеров, а также достройку нескольких кораблей и капитальный ремонт трех линкоров. Именно в годы первой пятилетки начали вступать в строй корабли, заложенные в 1927 году. Так, в 1928–1929 годах в состав ВМФ СССР были зачислены 10 торпедных катеров советской постройки. 12 ноября 1930 года в строй вступила первая подводная лодка типа «Д», а 12 сентября 1931 года – первый сторожевой корабль «Ураган». Всего же в течение первой пятилетки флот получил 6 новых подводных лодок, два речных монитора, 7 сторожевых кораблей и 60 торпедных катеров. Тем временем советские конструкторы-кораблестроители разработали проекты подводного минного заградителя типа «Л» II серии; средней подводной лодки типа «Щ» III серии; эскадренной подводной лодки типа «Правда» IV серии. Одновременно велось проектирование и лидера эсминцев типа «Ленинград». Все это вместе взятое, позволило уже в 1932 году создать Тихоокеанский флот, для которого кораблестроители разработали проекты средней подводной лодки типа «Щ» V серии и подводной лодки малого водоизмещения типа «М» VI серии, а спустя еще год, в 1933 году – создать Морские силы на Севере.
11 июля 1933 года Совет Труда и Обороны принял постановление «О программе военно-морского строительства на 1933–1938 годы», в соответствии с которой в 1930-е годы нашей судостроительной промышленностью были спущены на воду и введены в состав ВМФ новые корабли различных классов, в том числе: легкие крейсера «Киров» и «Максим Горький», эскадренные миноносцы типов «Гневный» и «Сторожевой», лидеры типа «Ленинград», большие подводные лодки типа «К», средние – типов «С», «Щ» и «П», малые – типа «М», речные мониторы типа «Железняков» и «Ударный», базовые тральщики типа «Фугас», торпедные катера типа «Г-5» и «Д-3», малые охотники за подводными лодками «МО-IV». На вооружении этих кораблей была самая совершенная в то время техника, созданная советскими учеными и конструкторами. Именно в эти годы советское машиностроение освоило изготовление дизельных двигателей мощностью 2000 л.с.; паросиловых установок большой мощности для лидеров эсминцев; катерный двигатель авиационного типа с реверсивной муфтой. А оборонная промышленность создала отличную 180-мм трехорудийную башню МК-3-180, стрелявшую на 45 км и не имевшую себе тогда равных в мире. Были разработаны 130-мм пушки Б-13 с дальностью стрельбы 25 км для новых эсминцев и лидеров, а также зенитные 45-мм 21-К и 100-мм орудия Б-34. На вооружение ВМФ поступила большая корабельная мина, авиационная мина и торпеда, новая торпеда для малых кораблей и торпедных катеров, новые приборы управления торпедной и артиллерийской стрельбой. Всего же в 1930-е годы в Советском Союзе было построено 312 боевых кораблей, 211 – находились в достройке. Новые подводные лодки и надводные корабли обладали мощным оружием и хорошими мореходными качествами. Одновременно уделялось большое внимание укреплению и развитию береговой артиллерии и морской авиации.
К моменту вероломного нападения гитлеровской Германии на нашу страну советский Военно-Морской Флот представлял собой значительную силу. Он состоял из четырех крупных оперативных объединений – Северного, Краснознаменного Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов, а также – из Амурской Краснознаменной, Дунайской, Каспийской и Пинской флотилий, насчитывавших более 1000 надводных и подводных кораблей различных классов. На 1 июня 1941 года в состав ВМФ входили: 3 линкора; 7 легких крейсеров; 7 лидеров и 52 эскадренных миноносца; 218 подводных лодок; 22 сторожевых корабля; 20 мониторов; 11 морских и 7 речных канонерских лодок; 18 минных заградителей; 80 тральщиков и 269 торпедных катеров. Кроме того, организационно в состав ВМФ входили: 2581 самолетов морской авиации и 260 батарей береговой обороны.
С первого же часа Великой Отечественной войны и до последних ее залпов советские моряки вместе с воинами других видов Вооруженных Сил стойко и мужественно защищали нашу страну. Великая Отечественная война для советского Военно-Морского Флота началась раньше, чем для всех других родов войск. Около 3 часов утра 22 июня 1941 года посты службы наблюдения и связи Черноморского флота сообщили о приближающемся шуме авиационных моторов. А в 3 часа 7 минут низко летящие немецкие бомбардировщики появились над основной базой Черноморского флота – Севастополем. И за первой неприятной неожиданностью – город оказался полностью затемненным – сразу же последовали другие неприятные для вражеских самолетов события. Внезапно вспыхнули прожекторы, и в мгновение ока главная база Черноморского флота ощетинилась стволами орудий. Ударили с кораблей и береговых батарей зенитные орудия, вспыхнуло в воздухе несколько вражеских самолетов, а остальные торопливо стали беспорядочно сбрасывать свой смертоносный груз куда попало. Попытка немцев одним внезапным ударом ликвидировать превосходство советского флота, как на Черном, так и на других морях, не удалась. Приведенные в немедленную боевую готовность еще до начала боевых действий, флоты и флотилии организованно отразили первые удары авиации противника. «Наш флот в роковую ночь на 22 июня не потерял ни одного корабля», – впоследствии вспоминал в своих мемуарах бывший Нарком Военно-Морского Флота, Герой Советского Союза адмирал флота Н.Г.Кузнецов.
Советский Военно-Морской Флот внес достойный вклад в общее дело Победы в Великой Отечественной войне над ненавистным врагом. Более 400 тысяч военных моряков сражались на всех фронтах. Флоты и флотилии надежно обеспечивали фланги сухопутных войск, прославились в героической обороне Лиепаи, Риги, Таллина, Ленинграда, Москвы, Киева, Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска и других городов, полуострова Ханко и Моонзундских островов, Северного Кавказа и советского Заполярья.
Северный флот, действуя в суровых климатических условиях Заполярья, сразу же включился в упорнейшие бои на мурманском направлении с отборными горно-егерскими частями германской армии. Высадками морских десантов, активными действиями подводных лодок, торпедных катеров и авиации на морских сообщениях, артиллерийской поддержкой с кораблей и штурмовыми бомбовыми ударами авиации по скоплениям войск, укреплениям и базам противника, отправкой на сухопутный фронт маршевых батальонов североморцы помогали войскам Карельского фронта отстоять свою главную базу Полярное и один из крупнейших на Севере незамерзающий порт Мурманск. Остановленный в первые месяцы войны на рубеже реки Западная Лица, враг был вынужден прекратить наступление в Заполярье. Подводники Северного флота М.И.Гаджиев, И.А. Колышкин, И.Ф. Кучеренко, Н.А. Лунин, В.Г. Стариков, И.И.Фисановнч и Г.И. Щедрин, катерники В.П. Алексеев, В.И. Быков, И.М. Желваков, А.И. Кисов, С.Г. Коршунович, Г.Д. Курбатов, В.М. Лозовский, Б. М. Лях, Л.Л.Новоспасский, Б.Т. Павлов, Г.М. Паламарчук, Н.Г. Тайский, командир тральщика А.И. Иванников, командиры дивизионов кораблей А.И. Гурин и С.Д. Зюзин были удостоены звания Героя Советского Союза, а командир отряда торпедных катеров А.О. Шабалин и командир авиационного полка Б.Ф. Сафонов этого высокого звания были удостоены дважды. Высоких наград Родины были удостоены многие корабли и части флота. Подводные лодки «Д-3», «М-172», «С-56» и «Щ-402» стали гвардейскими Краснознаменными; гвардейское звание было присвоено также подводным лодкам: «К-22», «М-171», «М-174» и «Щ-422»; а на флагштоках подводных лодок – «К-21», «Л-22», «С-51», «С-101», «С-104», «Щ-403», «Щ-404» и «Щ-421» были подняты орденские Краснознаменные Военно-морские флаги. В памяти нашего народа навечно останутся бессмертные подвиги экипажей сторожевых кораблей «Туман», «Пассат» и «Бриллиант», тральщика «Т-120», ледокольного парохода «Сибиряков», до конца выполнил свой долг перед Родиной. Славные страницы в боевую летопись Северного флота внесли моряки гвардейского эсминца «Гремящий», Краснознаменных кораблей: лидера «Баку», эскадренных миноносцев «Грозный», «Громкий» и «Валериан Куйбышев», тральщиков «Т-110» и «Т-887». Северный флот первым установил непосредственный контакт с военно-морскими силами Великобритании и США и обеспечил безопасность плавания в Норвежском, Баренцевом и Белом морях. Морские коммуникации связывали северные порты Советского Союза с портами союзников. Основная масса вооружения, военных материалов, транспортных средств и продовольствия поступала именно этим путем. На заключительном этапе Великой Отечественной войны в октябре 1944 года Северный флот совместно с войсками Карельского фронта участвовал в Петсамо-Киркенесской наступательной операции, в результате которой враг был изгнан из советского Заполярья и советские войска освободили часть территории Северной Норвегии. В боях за Печенгу, Линахамари и Киркенес североморцы вновь продемонстрировали массовый героизм и высокое воинское мастерство.
С самого начала войны в очень сложных условиях оказался Краснознаменный Балтийский флот. Уже в первые дни моряки-балтийцы вместе с воинами Красной Армии вели упорнейшие бои за Лиепаю, обороняли Ригу и Рижский залив, в августе 1941 года стояли насмерть на подступах к главной базе флота – Таллинну. Неувядаемой славой покрыли себя балтийские моряки в жарких сражениях за Моонзундские острова и полуостров Ханко, в беспримерной 900-дневной героической обороне Ленинграда. Летом 1941 года, когда Красная Армия вела тяжелые оборонительные бои с полчищами немецко-фашистских войск на огромной территории от Баренцева до Черного моря, летчики Балтийского флота с аэродрома острова Сааремаа (Эзель) нанесли несколько мощных ударов по Берлину. Это был достойный ответ геббельсовской пропаганде, протрубившей на весь мир об «уничтожении» советского флота и авиации. Навеки вошла в историю трагическая эвакуация Таллина и гарнизона Ханко. Десятки кораблей и судов, тысячи моряков военного и торгового флота погибли в этих походах. Кораблям пришлось прорываться через сплошное минное поле, под интенсивной бомбежкой и артиллерийским обстрелом, но большинство из них все же дошло до Кронштадта. Защищая военно-морские базы и оказывая поддержку сухопутным войскам, Балтийский флот активно действовал на вражеских морских сообщениях. От ударов подводников, авиаторов, катерников противник за годы войны потерял более 600 кораблей и торговых судов, около 400 судов получили тяжелые повреждения. Каждая из этих побед достигалась нелегкой ценой. Родина высоко оценила заслуги балтийцев. Подводникам С.Н. Богораду, М.С. Калинину, В.К. Коновалову, С.П. Лисину, Е.Я. Осипову и И.В.Травкину, офицерам торпедных катеров А.И. Афанасьеву, В.П. Гуманенко, В.М.Жильцову, И.С. Иванову, С.А. Осипову, А.Г. Свердлову, В.М. Старостину, В.И.Тихонову и Б.П. Ущеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Экипажи подводных лодок «Л-3», «Щ-303» и «Щ-309» были преобразованы в гвардейские; а – подводные лодки «К-52», «Лембит», «С-13», «Щ-307», «Щ-310», «Щ-320», «Щ-323» и «Щ-406» награждены орденом Красного Знамени. На протяжении всей войны корабли Балтики оказывали огневое содействие сухопутным войскам. Занимая позиции на Неве и в Кронштадте, линейные корабли, крейсеры, эсминцы, канонерские лодки в течение двух с половиной лет регулярно вели сокрушающий огонь по артиллерийским и минометным батареям, укреплениям и скоплениям вражеских войск у стен Ленинграда. Линейный корабль «Октябрьская Революция», крейсеры «Киров» и «Максим Горький» были награждены орденом Красного Знамени; а – эскадренный миноносец «Стойкий» («Вице-адмирал Дрозд»); минный заградитель «Марти» («Ока») и базовый тральщик «Т-205» («Гафель») удостоены гвардейского звания. После прорыва блокады Ленинграда балтийские моряки участвовали в освобождении Прибалтики, высаживали десанты на острова в Выборгском заливе и в Моонзундском архипелаге, громили врага в Восточной Пруссии и в Курляндии, на территории Польши и завершили войну 9 мая 1945 года высадкой десанта на датский остров Бронхольм.
Тысячи подвигов совершили в годы войны моряки Черноморского флота. Уже в конце июня 1941 года флотская авиация и надводные корабли нанесли мощные удары по нефтехранилищам в румынском порту Констанца. В схватках с врагом под Одессой моряки-черноморцы совместно с войсками Приморской армии на 73 дня задержали продвижение вражеских полчищ на южном фланге советско-германского фронта. Надводные корабли флота оказывали защитникам города огневое содействие, конвоировали транспорты с подкреплениями, боеприпасами и боевой техникой, в сентябре у деревни Григорьевна высадили крупный десант, обеспечивали вывоз раненых и эвакуацию гражданского населения. Когда же Ставка ВГК приняла решение оставить город, флот без потерь провел операцию по эвакуации войск из Одессы. Эти части затем помогли задержать наступление гитлеровцев на Перекопском перешейке и пополнили ряды защитников Севастополя. 250 огненных дней и ночей продолжалась героическая эпопея обороны Севастополя. Отрезанный полностью с суши город-герой непоколебимо вел упорную оборону. Все эти дни действенную помощь его защитникам оказывали корабли Черноморского флота и суда Черноморского пароходства. Прорываясь сквозь огневые завесы береговых батарей, уклоняясь от многочисленных атак самолетов, подводных лодок и торпедных катеров противника, они доставляли севастопольцам подкрепления, топливо, продовольствие, боеприпасы, а во время разгрузок, несмотря на интенсивное противодействие авиации и артиллерии, вели мощный огонь по вражеским укреплениям. Эти опасные рейсы прошли не бесследно. В тяжелых, насыщенных драматизмом боях погибли крейсер «Червона Украина», эсминцы «Безупречный» и «Свободный», базовый тральщик «Т-413» (№ 27), санитарные транспорты «Грузия», «Абхазия», «Белосток», «Сванетия» и другие суда. В конце декабря 1941 года немецко-фашистское командование предприняло очередной штурм Севастополя. В эти критические дни Черноморский флот встал на защиту своей главной базы. Кроме участия в интенсивных воинских перевозках и огневом содействии защитникам города моряки совместно с войсками Северо-Кавказского фронта провели крупнейшую за годы войны Керченско-Феодосийскую десантную операцию, в результате которой был освобожден Керченский полуостров и сорвана попытка гитлеровцев взять Севастополь.
Бессмертную славу снискали черноморцы и при обороне Кавказа. Защищая Новороссийск, Туапсе, базы и порты на побережье Азовского моря, личный состав Черноморского флота и Азовской военной флотилии показал образцы героизма и боевой стойкости. Отмечая заслуги моряков-черноморцев в разгроме немецко-фашистских захватчиков, Советское правительство наградило линейный корабль «Севастополь», крейсер «Ворошилов», эскадренные миноносцы «Беспощадный», «Бойкий», «Железняков» и «Незаможник», канонерскую лодку «Красная Абхазия», базовые тральщики «Т-412» («Арсений Расскин»), «Мина», «Трал» и «Щит», санитарный транспорт «Львов» орденом Красного Знамени. Приказом Наркома Военно-Морского Флота Н.Г. Кузнецова крейсеры «Красный Кавказ», «Красный Крым», эсминец «Сообразительный», тральщик «Т-411» («Защитник») и сторожевой катер № 065 были удостоены гвардейского звания. Массовый героизм продемонстрировали моряки Черноморского флота и Азовской военной флотилии при высадке десантов на Малую землю и в Новороссийск, на побережье Тамани и Керченского полуострова, в Николаев и при освобождении портов Болгарии и Румынии. В этих кровопролитных боях особенно отличились десантники-черноморцы Ц.Л. Куникова и К.Ф. Ольшанского, а также личный состав кораблей, осуществлявших высадку на берег. За беспримерный героизм, мужество и отвагу многие черноморцы были удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе командиры дивизионов, отрядов, звеньев и сторожевых катеров М.Г. Бондаренко, Д.А. Глухов, Г.И. Гнатенко, Ф.С. Дьяченко, И.В. Леднев, А.С. Марков и Н.И. Сипягин, катерники-азовцы А.К. Абдрахманов, В.И. Великий, К.И. Воробьев, В.Н. Денисов, П.И.Державин, Д.П. Левин, М.А. Соколов и В.Г. Ус. В ходе Крымской наступательной операции подводные лодки, торпедные катера и авиация Черноморского флота блокировали крымскую группировку вражеских войск и активными действиями парализовали связь с портами Румынии и Болгарии. В ходе войны черноморские катерники и подводники показали себя мастерами торпедных атак. Особенно умело и решительно действовали катерники А.Ф. Африканов, А.Г. Кананадзе, С.Н. Котов, К.Г.Кочиев, А.И. Кудерский, Б.М. Перший, В.С. Пилипенко, М.П. Подымахин, А.Р.Рогачевский, А.А. Сутырин, А.Е. Черцов и И.П. Шенгур, командиры подводных лодок Б.А. Алексеев, М.В. Грешилов, Я.К. Иосселиани, А.Н. Кесаев и М.И. Хомяков, удостоенные звания Героя Советского Союза, а также экипажи гвардейских подводных лодок «М-35», «М-62», «С-33», «Щ-205» и «Щ-215», Краснознаменных «А-5», «Л-4», «М-111», «М-117», «Щ-201» и «Щ-209».
На многочисленных реках и озерах воевали речные и озерные флотилии, основу которых составляли бронекатера и мониторы. Величественны подвиги моряков Волжской; Пинской; Беломорской; Азовской; Ильменской; Чудской; Онежской; Краснознаменных Каспийской и Ладожской; Краснознаменной, ордена Ушакова Днепровской и Краснознаменной, орденов Нахимова и Кутузова Дунайской флотилий. Артиллерийской поддержкой частей Красной армии, обеспечением переправ войск и боевой техники через водные рубежи, безопасности внутренних коммуникаций, высадками десантов, доставкой боеприпасов и различного снаряжения они внесли достойный вклад в дело победы над ненавистным врагом. Самая большая нагрузка в годы войны выпала на Ладожскую флотилию, которая обеспечивала поставки всего самого необходимого в течение почти двух с половиной лет в осажденный Ленинград. Днепровская флотилия принимала участие в Берлинской операции, Дунайская закончила войну в Вене. На Дальнем Востоке в боевых действиях, развернувшихся в августе – сентябре 1945 года против японской Квантунской армии, активно участвовали Тихоокеанский флот, Северо-Тихоокеанская и Краснознаменная Амурская военные флотилии. В этих боях военные моряки высадками десантов и артиллерийской поддержкой помогли войскам 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов разгромить миллионную японскую Квантунскую армию и принудить ее и корабли Сунгарийской флотилии к безоговорочной капитуляции. Сторожевые корабли «Метель» и «ЭК-2»; минный заградитель «Охотск»; тральщики «Т-278» и «Т-281» Тихоокеанского флота; амурские речные мониторы «Свердлов» и «Сунь Ятсен»; канонерские лодки «Красная Звезда» и «Пролетарий» стали гвардейскими, а – тихоокеанские эсминец «Войков»; сторожевой корабль «Киров»; тральщики «Т-275» и «Т-525»; большие охотники за подводными лодками «БО-303» и «БО-305», участвовавшие в освобождении Кореи, Маньчжурии, Южного Сахалина и Курильских островов – были награждены орденом Красного Знамени.
Советские военные моряки совершили в годы Великой Отечественной войны поистине выдающиеся подвиги, сыграв очень важную роль в достижении общей победы над врагом. Военно-Морской Флот участвовал во всех оборонительных и наступательных операциях на приморских, приозерных и речных направлениях. Оказывая помощь фронтам и армиям, советский Военно-Морской Флот высадил более 110 десантов, по общей численности равных тридцати дивизиям, использовал мощную артиллерийскую и авиационную поддержку. Флоты и флотилии уничтожили за годы войны более 2500 кораблей и судов противника из них – 1200 боевых кораблей и свыше 1300 транспортных судов, обеспечили перевозку по водным путям около 10 млн человек и более 100 млн тонн грузов. За выдающиеся боевые заслуги более 350 тысяч советских военных моряков были награждены орденами и медалями, 513 человек стали Героями Советского Союза, а семеро из них – дважды удостоились этого высокого звания. Почетного наименования «Гвардейский» были удостоены 17 бригад, 16 авиачастей и 78 кораблей. Боевыми орденами награждены 238 кораблей. Северный, Черноморский и Тихоокеанский флоты заслужили наименование «Краснознаменный», а Балтийский – «дважды Краснознаменный».
На открытой площадке боевой техники и вооружения Центрального музея Великой Отечественной войны развернута выставка, включающая образцы боевой техники и вооружения Военно-Морского Флота СССР периода Великой Отечественной войны. Все эти экспонаты размещены в соответствии с тематико-экспозиционным планом, предусматривающим ассоциацию с морской бухтой или базой кораблей. Помимо надводных кораблей, экспонируются рубки двух подводных лодок, отличившихся в годы войны; башенные артиллерийские установки; орудия береговой обороны; 37-мм и 85-мм зенитные пушки, прикрывающие базы от нападения вражеских самолетов. Экспозицию дополняет вооружение линкоров и минно-торпедное оружие.
Коллекция боевой техники и вооружения Военно-Морского Флота создавалась сотрудниками музея, начиная с 1995 года. Большую помощь в этой работе оказало Главное командование ВМФ. Активное участие в создании этого раздела экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны оказали заместитель главнокомандующего Военно-Морским флотом по вооружению вице-адмирал М.К.Барсков, а также начальник Управления ракетно-артиллерийского вооружения Главного штаба ВМФ контр-адмирал Г.К. Еремеев.
Герои | Города | Техника |